Контакты

Что делали с ведьмами в средневековье. Ужасы из глубин Средневековья

В абсолютном большинстве случаев на костры, по обвинению в колдовстве, отправляли женщин, хотя под горячую руку могли попасть мужчины и даже дети

По разным подсчётам, за время охоты на ведьм, с XV по XVII века, в Европе было казнено от 50 до 200 тысяч человек. Что же могло навести окружающих на мысль, что человек сотрудничает с дьяволом?

Внешность

Существует мнение, что дефицит красивых женщин в Западной Европе является следствием охоты на ведьм. В этом утверждении есть доля истины. В первую очередь в колдовстве обвиняли привлекательных девушек, на которых обращал внимание противоположный пол. Красавицы явно привораживали мужчин при посредничестве дьявола. А значит, если муж заглядывается на соседку, можно просто рассказать об этом инквизиции, и вопрос решён. У рыжеволосых и обладательниц ярких родинок шансов на оправдание не было.

Были опасны для жизни и дефекты внешности: шрамы, шишки, бородавки. Старость тоже могла служить показателем связи с дьяволом: седые волосы, морщины, сгорбленная спина. Ну, чем не ведьма? Самой пожилой сожжённой на костре «колдуньей» стала 70-летняя женщина.

Смертельно опасен в Средние века был лишний вес, хотя и чрезмерная худоба могла свидетельствовать о связи с дьяволом.

Самой известной жертвой борьбы с колдовством стала Жанна Д’Арк . Одним из обвинений, вдвинутых в её адрес, было ношение мужской одежды.

Интеллект

Беда грозила не только красавицам, но и умницам. Женщины, которые слишком много знали, пугали современников. Владение иностранными языками, непонятными соседям, наводило на нехорошие мысли. Хотя за ум могли поплатиться не только дамы. Так, в Бонне, в начале XVII века, по обвинению в колдовстве казнили десятки студентов, университетских профессоров и даже представителей духовенства.


Деньги

На костёр часто отправляли бездомных и нищих, которые ходили по домам и просили милостыню. Но это не означает, что состоятельные граждане были в безопасности. Особенно пугали средневековых обывателей финансово независимые женщины. Не бедствовать без поддержки мужчин могли только ведьмы.

Подруги

Средневековые любительницы девичников рисковали жизнью. Группа женщин, собирающихся без мужчин, наводила на мысль, а не ведьмы ли это, устраивающие тайно обряды или шабаши.

Внебрачные связи

Женщина, родившая ребёнка вне брака, считалась ведьмой. Отцом новорожденного признавался дьявол, раз никто из людей в этом не признался. У ребёнка в этом случае тоже было мало шансов на жизнь.

Домашние животные

Хозяйки чёрных кошек, сов, мышей и других животных с большой вероятностью считались ведьмами. В одном из княжеств Германии женщину сожгли на костре за то, что во время крестин она не испугалась чёрной кошки, забежавшей в комнату.

pixabay.com

Случайность

Все беды и ущерб частных лиц, городов и стран списывались на происки колдуний. Если женщина проходила мимо дома соседей, и у них в этот день скисало пиво или не поднималось тесто, даму ждали большие неприятности.

Наличие испорченных продуктов в погребе могло говорить о том, что хозяйка держит их для приготовления колдовских снадобий.

В распространённых в те годы эпидемиях сифилиса, холеры и чумы тоже были виноваты ведьмы. Среди здоровых жительниц зачумлённых городов находили колдуний и сжигали для улучшения эпидемиологической обстановки.

А в 1586 году в Рейнских провинциях за холода, державшиеся до июня, казнили 118 женщин и 2 мужчин. Жители Венгрии в 1615 году сожгли десятки ведьм, чтобы те перестали вызывать град.

Почему ведьм сжигали, а не казнили каким-либо другим способом? Ответ на этот вопрос дает сама история. В статье попробуем разобраться, кого считали ведьмой, и почему именно сожжение было самым радикальным способом избавления от колдовских чар.

Кто же такая ведьма

Ведьм сжигали и преследовали еще во времена Римской империи. Своего апогея борьба с колдовством достигла в XV-XVII веках.

Что же нужно было сделать, чтобы человека обвинили в колдовстве и сожгли на костре? Оказывается, во времена средневековья, для того чтобы получить обвинение в занятиях колдовством, достаточно просто быть красивой девушкой. Обвинить могли любую женщину и на вполне законных основаниях.

Ведьмами считали тех, кто имел на своем теле особую отметку в виде бородавки, огромной родинки или же просто синяка. Если с женщиной проживала кошка, сова или мышь - она тоже считалась ведьмой.

Признаком причастности к колдовскому миру была как красота девушки, так и наличие какого-либо телесного уродства.

Самым главным поводом, чтобы оказаться в застенках святой инквизиции, мог быть обычный донос с обвинением в богохульстве, плохих словах о власти или же в поведении, вызывающем подозрение.

Допросы представители устраивали так мастерски, что люди признавались во всем, что от них требовали.

Сожжение ведьм: география казней

Когда и где происходили казни? В каком веке сжигали ведьм? Лавина бесчинств припадает на средневековье, и задействованы в основном были страны, в которых была католическая вера. Около 300 лет ведьмы активно подвергались уничтожению и преследованию. Историки утверждают, что за колдовство было осуждено около 50 тысяч человек.

Инквизиторские костры горели по всей Европе. Испания, Германия, Франция и Англия - вот страны, где ведьм сжигали массово, тысячами.

К разряду ведьм причисляли даже маленьких девочек, в возрасте до 10 лет. Дети погибали с прокленами на устах: они проклинали родных матерей, которые якобы научили их мастерству колдовства.

Сами же процессы судопроизводства проводили очень быстро. Обвиненных в колдовстве допрашивали скоро, но с применением изощренных пыток. Иногда людей осуждали целыми партиями и массово ведьм сжигали на костре.

Пытки, предшествующие казни

Пытки, применяемые к женщинам, которых обвиняли в колдовстве, были очень жестокими. В истории зафиксированы случаи, когда подозреваемых заставляли сутками восседать на стуле, утыканном острыми шипами. Иногда ведьму обували в обувь большого размера - туда заливали кипяток.

В истории известно и испытание ведьмы водой. Подозреваемую попросту топили, считалось, что ведьму утопить невозможно. Если женщина после пытки водой оказывалась мертвой, ее оправдывали, но кому от этого было легче?

Почему предпочтение отдавалось сожжению?

Казнь через сожжение считалась «христианским видом казни», ведь она происходила без пролития крови. Ведьм считали преступницами, достойными смерти, но, так как они раскаивались, судьи просили быть к ним «милостивыми», то есть убить без кровопролития.

В средневековье сжигали ведьм еще и из-за того, что святая инквизиция боялась воскрешения осужденной женщины. А если тело сожжено, то какое же воскрешение без тела?

Самый первый случай сожжения ведьмы зафиксирован в 1128 году. Событие произошло во Фландрии. Женщина, которую посчитали союзницей дьявола, была обвинена в том, что, после того как она облила водой одного из богачей, тот вскоре заболел и умер.

Сначала случаи казней были редкими, но постепенно приобрели массовый характер.

Процедура казни

Следует отметить, что оправдание жертв тоже было присуще Существует статистика, указывающая на то, что количество оправданий обвиненных соответствовало половине судебных процессов. Пострадавшая от пыток женщина могла даже получить возмещение за свои страдания.

Осужденную женщину ждала казнь. Надо отметить, что казнь всегда была публичным зрелищем, цель которого - устрашить и запугать публику. Горожане спешили на казнь в праздничных одеждах. Это событие привлекало даже тех, кто жил далеко.

Обязательным во время проведения процедуры было присутствие священников и представителей власти.

Когда все были в сборе, появлялась повозка с палачом и будущими жертвами. К ведьме у публики сочувствия не было, над ней смеялись и подтрунивали.

Несчастных приковывали цепями к столбу, обкладывали сухими ветками. После подготовительных процедур обязательной была проповедь, где священник предостерегал публику от связи с дьяволом и занятий колдовством. Роль палача заключалась в том, чтобы поджечь костер. Слуги следили за огнем до тех пор, пока от жертвы не оставалось и следа.

Иногда епископы даже соревновались между собой, кому из них удастся произвести больше которых обвиняют в колдовстве. Этот вид казни по мучениям, которые испытывала жертва, приравнивают к распятию на кресте. Последняя сожженная ведьма зафиксирована в истории в 1860 году. Казнь произошла в Мексике.

Преследование людей, подозреваемых в занятиях колдовством, началось еще в Древнем Риме. Там был создан специальный документ, определяющий меру наказания при совершении подобных действий. Назывался он «Закон Двенадцати таблиц», согласно ему, преступление каралось в том числе и смертной казнью.

Охота на ведьм - причины

Наибольшее развитие преследование колдовавших людей получило в Средние века. В это время в Европе происходили массовые казни тех, кто обвинялся в данном преступлении. Историки, изучающие это явление, утверждают, что причинами подобного деяния стали экономический кризис и голод. Согласно имеющимся данным, охота за ведьмами являлась своеобразным способом уменьшения народонаселения европейских стран.

Сохранившиеся записи тех времен подтверждают, что тогда в ряде государств произошел демографический подъем. В этот же период началось изменение климатических условий, что и привело в конечном итоге к недостатку сельскохозяйственной продукции и упадку животноводства. Голод и грязь спровоцировали вспышки чумы. Уменьшение количества народонаселения при помощи массовых казней частично решала проблемы.

Что такое охота на ведьм?

В Средние века под этим понятием подразумевались поиск и казни колдовавших людей. Охота на ведьм это не что иное, как истребление человека инакомыслящего, подозревающегося в связях с нечистой силой. Согласно историческим сводкам, обвинительных доказательств зачастую не хватало для того, чтобы вынести приговор. Нередко единственным аргументом становилось признание обвиняемого, полученное под пытками.

В современном мире термин охота на ведьм используется несколько иначе. Он применяется для обозначения гонений разных социальных групп без должных доказательств их вины, неугодных существующей системе, инакомыслящих. Это понятие часто можно встретить при обсуждении политических событий, когда одно государство пытается, не имея аргументов вменить ответственность за какую-либо ситуацию другой стране.


Охота на ведьм в Средние века

Европейские страны в этот период активно уничтожали население. Изначально охота на ведьм в эпоху Средневековья проводилась силами служителей церкви, но впоследствии, святая инквизиция разрешила рассматривать дела о колдовстве светским судам. Это привело к тому, что население деревень и городов стало подвластно местным правителям. Согласно историческим данным, гонения на ведьм в Средневековье переросло в личную месть неугодным людям. Местные правители могли получать нравящиеся земельные наделы и другие материальные ценности, просто казнив их законного владельца.

Охота на ведьм на Руси

Исследователи полагают, что процесс инквизиции не получил такого развития в древней Руси, как в Европе. Связывают это явление с особенностями веры народа, когда большее значение придавалось не греховности плоти, а помыслам и интерпретации погодных и климатических явлений. Однако и на Руси была охота на ведьм, что значит:

  1. Подобные судебные процессы были. Проводились они старейшинами рода или вождями.
  2. При доказанной вине наказанием служила смертная казнь. Осуществлялась она через сожжение или погребение заживо.

Как казнили ведьм?

Совершение этих преступлений каралось смертью. Казни ведьм во времена инквизиции проводились прилюдно. Судебные процессы тоже собирали немало зрителей. В ряде европейских стран обвиняемого пытали непосредственно перед сожжением или повешением. Казнь второго типа применялась намного реже, чем первый, ряд священнослужителей полагал, что только костер инквизиции может побороть . Четвертование и утопление тоже использовались, но реже.

В наши дни уголовное преследование по обвинению в колдовстве, или охота на ведьм, поддерживается рядом государств. В Саудовской Аравии эти преступления до сих пор караются смертной казнью. В 2011 году по обвинению в совершении магических ритуалов там была обезглавлена женщина. В Таджикистане за такие же преступления предусмотрено лишение свободы на срок до 7 лет.

Читайте, за какой проступок могли отправить на костер в Средние века.

© wikipedia.org

Инквизиция ассоциируется главным образом с католической церковью и кровавым испанцем Торквемадой. Но не все помнят, как за богохульство сжигали и православные, и протестанты.

С еретиками боролись еще с первых веков христианства, но долгое время самым страшным наказанием было отлучение от Церкви. С XIII века еретиков и ведьм начинают массово сжигать на кострах.

"Цель инквизиции - уничтожение ереси. Ересь же не может быть уничтожена без уничтожения еретиков, - пишет Бернар Ги в "Руководстве инквизитора". - Это может быть достигнуто двумя способами: обращением их в истинную католическую веру или обращением их плоти в пепел".

Большинство трибуналов были политическими - уже в силу того, что полнота власти принадлежала церкви, и ни один из государей средевековой Европы не мог поспорить с Папой Римским. Таким образом были сожжены Жанна Д"Арк якобы за сношения с дьяволом, а на самом деле - за роль в войне против Англии, Джордано Бруно - за веру в бесконечность вселенной, Ян Гус - за проповеди против Римской церкви. Инквизиция также расправлялась с евреями и протестантами.

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Первыми инквизиционными судами руководили доминиканцы - последователями Доминика Гусмана. В народе доминиканцев стали называть "домини канес", что на латыни значит "псы господни", и это прозвище полюбилось самому ордену: они представляли себя собаками, отгоняющими волков от Иисусова стада.

Преследования ведьм и колдунов проводились инквизицией с исключительной жестокостью.

"Я видел, как палачи мозжат стройное человеческое тело, расшатывают его во всех суставах, заставляют глаза вылезти из орбит, выдергивают стопы из голеней, плечи из лопаток, вздергивают человека на воздух, дробили кости, кололи иглами, жгли серой, поливали маслом", - так описывает пытки в начале XVII века современник пастор Мейфарт.

Формально церковь не наказывала еретиков. Еретика объявляли лишенными покровительства церкви и "отпускали на волю" со словами "да будет наказан по заслугам". После этого обвиняемый предавался в руки светской власти, в юрисдикцию которой входила казнь.

Церковники призывали власти к милосердию, как признавали сами инквизиторы - чтобы не казалось, что инквизиция согласна на пролитие крови. Однако церковь зорко следила, чтобы ее приговор не был воспринят светскими властями превратно, и еретика гарантированно отправили на костер. При этом сожжение заживо было предпочтительной казнью именно благодаря тому, что "не проливалось крови".

Суккубы и инкубы

В 1486 году был опубликован самый известный труд о ведьмах под названием Malleus Malificarum, или "Молот ведьм", написанный инквизиторами Генрихом Крамером и Яковом Шпренгером. Опус, в котором описывалась важность осознания гнусности колдовства и пошаговая инструкция судебного процесса над ведьмой, стал настольной книгой для инквизиторов всех времен.

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

"Нет чуда в том, что еретичеством ведовским паче осквернены жены, нежели мужи", - говорится в "Молоте ведьм".

В колдовстве чаще обвиняли женщин, так как считалось, что женщины более похотливы и легче поддаются влиянию дьявола.

Первая ведьма, сожженая в 1275 году в Тулузе, обвинялась в плотской связи с дьяволом. В средние века люди верили в инкубов и суккубов - похотливых демонов в мужском или женском обличьи, приходящих во время сна и насилующих своих жертв. Соитие мужчины с таким демоном приравнивалось к мужеложству - не имело значения, инкубом или суккубом, поскольку за каждой личиной скрывался дьявол.

Преследование евреев

Наибольшее развитие инквизиция получила в Испании, густо заселенной евреями и маврами, что способствовало ксенофобии и религиозному фанатизму. Евреев стали начильно крестить, но и после их обращения в христианство постоянно подозревали в тайной приверженности иудейской вере.

Поводом для преследования могли служить даже соблазнительные запахи из кухни. В конце XV века испанских евреев-сефардов вычисляли по тому, что они соблюдали шаббат, святую субботу, заранее готовя особое блюдо, чолнт.

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

В книге "Капля меда. Рецепты и судьбы тайных евреев в Испании", которую цитирует в своей статье для "Коммерсанта" кулинарный эксперт Елена Чкалова, рассказывается, как еврейка Беатрис Нунез варила блюдо из ягнячьих желудков, яиц и нута. Ее взяли весной 1485 года по доносу служанки, пытали, признали еретичкой и сожгли на костре. Рецепт блюда дошел до нас в протоколах допроса.

"Мария Гонзалес в пятницу для субботы любила готовить запеканку из баклажан, яиц, сыра и пряных трав. Ее арестовали в 1510-м по доносу соседки, которая унюхала исходящий с кухни "дьявольский" аромат. Марию приговорили к пожизненному заключению с конфискацией имущества", - пишет Чкалова.

Холокост в Бамберге и Вюрцбурге

В XVII веке два немецких городка получили славу центров охоты на ведьм. В 1625-30 годах состоялся ряд громких процессов в Бамберге. Правивший городом Готфрид Иоганн Георг II Фухс фон Дорнхайм получил прозвище "ведьмин епископ".

За пять лет в Бамберге были сожжены около 600 человек, в том числе знатных людей. Среди ведьм, погибших в огне костра, были десятки маленьких девочек от семи лет.

Фон Дорнхайм создал специальную тюрьму для ведьм, где тех пытали. Процессы происходили так быстро, что подсудимых допрашивали скопом по десять человек и записывали не по именам, а по номерам: №1, №2...

"Они все сознались, что их более чем 1200 человек, связанных между собой служением дьяволу, и что, если бы их колдовство и дьявольское искусство не были открыты, то они сделали бы, чтобы в течение четырех лет во всей стране погиб весь хлеб и все вино, так что люди от голода съедали бы друг друга, - писали источники. - Другие сознавались, что они производили такие сильные бури, что деревья с корнем вырывались и большие здания обрушивались и что они хотели вызвать еще более сильные бури, чтобы обрушить Бамбергскую башню".

Всякого, кто выказывал сочувствие к жертва, арестовывали. В число таких попал вице-канцлер округа доктор Георг Хаан, который пытался остановить процессы над ведьмами, но и сам был осужден; его сожгли на костре вместе с женой и дочерью.

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Параллельно охота на ведьм развернулась в соседнем Вюрцбурге. Количество жертв достигло 900 человек, при этом около 40% казненных за колдовство были мужчины, в то время как обычно подавляющее большинство составляли женщины. Среди колдунов было много священников, "предавших святую церковь и вступивших в сговор с дьяволом".

Около 300 сожженных заживо - мальчики и девочки от девяти лет. В списке казненных значится 19-летняя Гобель Бабелин, "самая красивая девушка в городе".

Протестантский фанатизм

В 17 веке инквизиция занялась протестантами, последователями Мартина Лютера. Но протестанты выступали не только жертвами, а и палачами.

Первой жертвой протестантского фанатизма считается испанский врач и философ Мигель Сервет, открывший малый круг кровообращения. Его врагом был Жан Кальвин, основатель кальвинизма. Книга Сервета "Восстановление христианства", в которой он призывал вернуться к истокам Библии, опровергал догмат о Троице и ратовал за крещение в сознательном возрасте, была признана еретической.

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Сервет бежал от инквизиции. Но в Женеве ему не повезло зайти в церковь, где в этот момент читал проповедь сам Кальвин. Он-то и узнал беглеца и позвал стражу. Холодным октябрьским утром 1553 года для 42-летнего Сервета приготовили костер. Поленьев было мало, погода была промозглой, и ученому довелось гореть медленно и мучительно.

Самый громкий протестантский процесс над ведьмами (Salem"s Lot) прошел в 1692 году в Салеме, штат Массачусетс. Внезапно у одного пастора заболели девятилетняя дочь и 12-летняя племянница. Их врач решил, что причиной болезни стало воздействие ведьмы. Первыми были арестованы служанка-рабыня, нищенка и одинокая вдова. Заболевшие девочки утверждали, что во время припадков видели этих женщин.

Затем круг подозреваемых стал разрастаться в геометрической прогрессии. По обвинениям в колдовстве были брошены за решетку 150 человек, самой младшей из которых была четырехлетняя девочка. 19 человек были повешены. К одному подозреваемому, 80-летнему фермеру, применили особо жестокую пытку - на его грудь положили тяжелые камни, чтобы выдавить признание. Старик умер спустя два дня.

Процесс закончился, когда один из пасторов признал, что видения не могут быть основанием для обвинения. Благодаря этому были отпущены оставшиеся 28 подозреваемых. Но окончательно приговоры "ведьмам" были признаны незаконными лишь в середине ХХ века.

Костры российской инквизиции

Охота на ведьм и костры инквизиции часто встречаются среди аргументов православных в пользу ошибочности католической веры. Однако жестокие приговоры за богохульство были характерны для истории православия в Киевской Руси и Московской империи.

Летопись XII века "Слово о злых дусех", составленная митрополитом Кириллом, отмечает необходимость наказания ведьм и колдунов церковным судом. Там говорится о том, что в 1024 году в суздальской земле были схвачены волхвы и "лихие бабы" и преданы смерти через сожжение. Их обвинили в том, что они - виновники неурожая, пишет Ефим Грекулов в книге "Православная инквизиция в России".

В истории европейской цивилизации есть период, снискавший себе весьма дурную славу. Годы между закатом Западной и Восточной Римских империй называют «мрачным средневековьем». Помните 🙂 , — по всем городским площадям Европы полыхают костры, на них горят еретики и ведьмы, а в мрачных застенках инквизиции томятся великие ученые и деятели искусства… Однако, распространенность какого-либо мнения вовсе не означает его истинности, и представляя средние века в столь мрачных тонах, мы самым серьезным образом заблуждаемся.

М ассовые репрессии начались отнюдь не в годы «мрачного средневековья», а в пятнадцатом веке, то есть в эпоху Возрождения, которая считается временем, когда люди, населявшие Европу, поголовно предавались искусствам, философии и, все как один, были убежденными гуманистами. Увы, именно во времена Ренессанса человекоубийство стало в Западной Европе привычным и повседневным. Печально знаменитая «охота на ведьм » расцвела сразу после первого издания «Молота ведьм» в 1478 году. Эта книга, написанная доминиканским монахом Генрихом Инститорисом и деканом Кельнского университета Яковом Шпренгером, содержала «научное» толкование ведьмовства, описывала способы идентификации ведьм и предлагала наиболее эффективный набор пыток, рекомендованный к применению в отношении лиц, уличенных в колдовстве.

Что привело к массовому помешательству, приведшему к охоте на ведьм , сложно сказать. Скорее всего, причина была в безудержном падения морали после прокатившихся по Европе войн и эпидемий чумы.

Считается, что массовыми сожжениями ведьм «заправляли» слуги Инквизиции, то есть невежественные фанатики и мракобесы. Однако, это тоже заблуждение. В 1610 году в городе Логроньо, на одном из процессов, инквизитор иезуит Алонсо де Салазар так горячо доказывал, что ведьм и демонов не существует, что был поддержан архиепископом Толедо Великим инквизитором Бернардо де Сандовалем, а затем и Высшим советом.

С этого момента, по решению Инквизиции, в католических странах «охота на ведьм » была прекращена, тогда как там, где победила Реформация, сжигание несчастных продолжалось, и самое активное участие в этих процессах принимали вовсе не священники, а юристы, ученые и университетские профессора.

Как это не печально, но не остались в стороне от «охоты на ведьм » и такие знаковые фигуры эпохи Возрождения как знаменитый врач Парацельс и не менее известный религиозный реформатор Мартин Лютер, требовавший выявлять ведьм и сжигать их живыми. Отметим, что большинство видных интеллектуалов даже в XVIII веке верили в демонов и ведьм. Даже в век научной революции на костер были отправлены сотни тысяч «ведьм». В Соединенных Штатах Америки их сжигали вплоть до XVIII века, причём судьями были профессора Гарвардского университета.

Современный историк Ф. Донован добавляет: «Если мы отметим на карте точкой каждый установленный случай сожжения ведьмы, то наибольшая концентрация точек окажется в зоне, где граничат Франция, Германия и Швейцария. Базель, Лион, Женева, Нюрнберг и ближние города скрылись бы под множеством этих точек. Сплошные пятна из точек образовались бы в Швейцарии и от Рейна до Амстердама, а также на юге Франции, забрызгали бы Англию, Шотландию и Скандинавские страны. Надо отметить, что, по крайней мере в течение последнего столетия охоты на ведьм , зоны наибольшего скопления точек были центрами протестантизма. В полностью католических странах — Италии, Испании и Ирландии — было бы очень мало точек; в Испании практически ни одной».


Другой историк Генри Чарльз Ли, первым сделавший попытку развенчать «черный миф» об инквизиции, по этому поводу замечает: «Нет в европейской истории более ужасных страниц, чем сумасшествие охоты на ведьм в течение трёх веков, с XV по XVIII. В течение целого столетия Испании угрожал взрыв этого заразного помешательства. Тот факт, что оно было остановлено и сокращено до относительно безобидных размеров, объясняется осторожностью и твёрдостью Инквизиции… Я хотел бы подчеркнуть контраст между тем ужасом, который царил в Германии, Франции и Англии, и сравнительной терпимостью Инквизиции».

Не соответствует действительности и широко распространенное мнение, что именно инквизицией было устроено самое массовое сожжение ведьм. Ничего подобного. Это тоже заблуждение. В данном случае Инквизиции приписывается преступление, совершенное протестантами. В 1589 году по постановлению епархиального суда в саксонском городе Кведлинбург в ходе одной казни были сожжены заживо 133 человека. К тому времени Саксония к католическому лагерю не принадлежала, так как в ходе Реформации от него откололась.

Добавим, что самые ужасные массовые казни в эпоху «охоты на ведьм » были совершены именно протестантскими церковными судами. И это не удивительно, ведь виднейшие деятели протестантизма, такие как Лютер, Кальвин и Бакстер, были фанатичными преследователями ведьм.

Следует еще понимать и то, что даже, когда речь идет о преследовании ведьм католиками, это вовсе не означает участия в этих черных делах Инквизиции. Например, инквизиторам в разного рода изданиях ставят в вину чудовищную охоту на ведьм в германских землях в 17 столетии. Однако они здесь не причем. Епископства Бамберг и Вюрцбург, где в течение 1625 — 1631 гг. были сожжены около 1500 человек по обвинению в колдовстве, действительно были католическими, но в этих землях не существовало инквизиционных трибуналов. Приговоры «ведьмам» выносили суды епископальные, не имевшие никакого отношения к Инквизиции.

Несколько лет назад католическая церковь в лице самого Папы принесла извинения за преступления Инквизиции. Однако напомним, что в коллективном помешательстве, охватившем Западную Европу времен Ренессанса, виновна не только и не столько Инквизиция, сколько невежество и религиозный фанатизм, тех, кто, казалось бы, должен был им противостоять. Что же, это далеко не единственный парадокс в истории человечества.

Понравилась статья? Поделитесь ей