Контакты

Личный Наташин дневничок…. Караченцов, история любви Все любовницы караченцева

Возлюбленная Николая Караченцова родила мертвого ребенка и погибла из-за острой алкогольной интоксикации.

55 лет назад - 27 марта 1961 года - на экраны вышла лента «Прощайте, голуби!», ставшая дебютом Светланы Савеловой. Увы, ее успех оказался быстротечным. Сыграв всего в шести фильмах, в их числе популярная комедия «Семь стариков и одна девушка», она вдруг исчезла из кино, хотя и продолжала работать в театре.
Как говорят, из-за несложившейся личной жизни, Савелова все чаще искала утешения на дне стакана. В 1999 году тело 57-летней актрисы на третий день после смерти нашли в ее квартире на окраине Москвы.
Ни одного интервью Савеловой, ни воспоминаний ее друзей почему-то не сохранилось. Но нашему репортеру удалось разыскать людей, для которых имя Светланы Ивановны - не пустой звук.
Когда в 1960 году режиссер Яков Сегель в своей киноповести «Прощайте, голуби!» снял никому не известную девушку из Севастополя - обворожительную Светлану Савелову, это стало маленькой сенсацией. В то время Свете едва исполнилось 18.
Вскоре после премьеры она поступила в знаменитую Щуку, где училась с будущими мэтрами Александром Калягиным и Валентином Смирнитским.


После школьного выпускного. Света с однокашницей Надей Сицкой. Семиклассница (1956 г.) (в круге)
- Савелову очень любила наш мастер Вера Константиновна Львова, - вспоминает однокурсник Светланы Ерванд Арзуманян. - Удивительное обаяние, которое мы видели на киноэкране, странным образом сочеталось с ее несносным характером. В этой девчушке поселилась вздорная капризная душа. Ее побаивались даже самые крутые парни, хотя вздернутый носик, надменный взгляд, точеная фигурка моментально притягивали мужское внимание. Несдержанность Светланы часто превращалась в откровенное хамство. Подруг у нее было мало. Оставались только те, кто умел ей подчиняться. Свой «звездный статус» (у нее одной на курсе уже была главная роль в кино) Савелова несла до самого выпускного. Мне кажется, такое поведение можно отнести к комплексу ее маленького роста.
После окончания училища Светлану пригласили в Вахтанговский театр. Но вскоре она решила уйти оттуда к знаменитому Анатолию Эфросу в Театр имени Ленинского комсомола.
- В этом была роковая ошибка, - вздыхает Ерванд Ашотович. - Интересных ролей ей не давали. Все они доставались музе Эфроса - актрисе Ольге Яковлевой.
Впрочем, смена худрука и появление в труппе Марка Захарова лишь на время исправили ситуацию. Хотя Марк Анатольевич возлагал большие надежды на звезду фильма «Семь стариков и одна девушка».


С Валентином СМИРНИТСКИМ в комедии «Семь стариков и одна девушка»

Звонкие пощечины

Через год после получения диплома Савелова выскочила замуж за земляка, тогда еще студента Щуки и будущего режиссера Геннадия Байсака. Свадьбу сыграли в их родном Севастополе. Но не прошло и года, как пара распалась.
- Мы были слишком несмышлеными, - разводит руками Геннадий Михайлович. - Расстались из-за несходства характеров: оба амбициозные максималисты, резкие в суждениях, обоим хотелось доказать свое превосходство. Какая уж тут семейная жизнь…
С Байсаком согласен и директор «Ленкома» Марк Варшавер:
- У Светланы Ивановны был тяжелый нрав. Она вела обособленный образ жизни. Под конец жизни в спектаклях занята была крайне мало. Последней ее работой стала роль в массовке, в постановке «Мудрец». Мы с Марком Захаровым очень терпимо к ней относились. Хотя Савелова порой грешила: нарушала, так сказать, производственную дисциплину, пропускала репетиции, однажды чуть спектакль не сорвала… Попробуйте поискать близких Савеловой в Севастополе, они вам больше расскажут.
Вскоре автор этих строк вышел на школьную подругу нашей героини Анастасию Варганову.
- Мы, дети войны, росли на улице, - поделилась она. - Катались по очереди на одном велосипеде, играли в лапту и в казаков-разбойников. Вместе со Светой первые пять лет я училась в 4-й женской школе, потом нас перевели в 5-ю. Аттестаты зрелости получили в 1959 году. Светлана сразу поступила работать в аптеку расфасовщицей лекарств. Когда же она выучилась на артистку, встречи стали редкими.


КАРАЧЕНЦОВ и САВЁЛОВА в дебютном для него спектакле в «Ленкоме» «Конец Хитрова рынка»
Варганова прекрасно помнит, как полвека назад - в 1966 году - гуляла в Севастополе на свадьбе подруги с Байсаком.
- Света всегда была разборчивой в мужиках, - считает собеседница. - А тут такой интересный человек встретился, из чудесной семьи. Его отец был капитаном второго ранга, мама - домохозяйка. Свадьбу устроили шикарную: столы ломились от угощений, черной и красной икры. Все светились от счастья. А через год Савелова ошарашила нас известием о разводе. Гена в ней души не чаял, во всем старался угодить. Но, по ее словам, этим и не нравился.
Варганова называет Светлану дерзкой. И вот почему:
- С незнакомыми людьми, особенно с юношами, она не церемонилась. А все из-за крайней навязчивости с их стороны. С Савеловой невозможно было спокойно пройти по городу. Ее большие груди вываливались из лифчика, как сейчас у Ани Семенович. И мальчишки все время норовили их потрогать, а в ответ получали звонкие пощечины.
Семья, в которой выросла Савелова, была очень скрытной. Гостей, кроме нас - школьных подруг, не принимали. Говорили, что отец Светланы погиб на войне. А мама, Раиса Ивановна, работала в военном госпитале фельдшером. Но в дочке творческую жилку развивала: организовала балетную студию в 5-й школе. Света там танцевала в настоящей пачке, легко садилась на шпагат.
На Новый год Савеловы всегда ставили роскошную елку до потолка, ветки которой гнулись под тяжестью игрушек и сладостей. Это очень удивляло, ведь семья размещалась в одной комнате двухкомнатной коммуналки. У них даже комода и шифоньера не было, вещи хранили в мешках под кроватями.
Старшая сестра Светы Людмила училась в нашей школе на класс старше, потом стала медсестрой. Был еще и младший братишка, Сережа.

Снимок сделан сразу после свадьбы САВЁЛОВОЙ и БАЙСАКА. Рядом с ними (справа) ближайшая подруга Светланы - Анастасия ВАРГАНОВА (Севастополь, 1966 г.)

Мама - разлучница

- Савелова много рассказывала о своей учебе на актрису в Москве, о любви народа к Высоцкому. Сама мечтала с ним встретиться. Говорила, что влюблена в его песни, - продолжает Анастасия Варганова. - Помню, как в 1975 году ездила с детьми к ней в столицу. Света тогда жила в кооперативной «однушке» с балконом, на котором росла аптечная ромашка. Квартира находилась в доме на улице Чехова недалеко от «Ленкома». Света казалась веселой и счастливой, нарядилась в длинную модную ситцевую юбку из двух тканей, закрученных по спирали. Показала моим детям несколько реверансов и очень смешно изображала дыхание собаки при беге. А потом Савелова навязчиво попросила меня купить бутылку сухого вина. Я попыталась отказать, зная, что вечером у нее репетиция. Но она спокойно парировала, мол, не пойдет в театр. Что я могла тогда сделать? Мы так редко встречались.
В последний раз разговаривала с ней по телефону где-то в 1981 году. Интересно, тогда она так и не призналась, что со мной говорит Савелова. Голос был ее, но очень грубый, прокуренный, пропитой. Похоже, алкоголь крепко вошел в ее жизнь. В начале 2000-х, когда Светы уже не было в живых, но я об этом еще точно не знала, случайно встретила на улице Севастополя ее сестру. Людмила сообщила, что недавно похоронила маму. Я задала вопрос: «А где Светлана?» - потому что среди подруг ходили разговоры о ее гибели в каком-то ресторане. Будто бы она убилась, упав с крутой лестницы. Удивительно, но Люда ответила, что сестра работает по контракту за границей, а письма не может писать, потому что у нее очень длинные ногти.
С помощью Анастасии Варгановой я разыскал в Севастополе близкую школьную подругу Савеловой - Людмилу Кравцову.
- Свету нашу жалко невыносимо, - вздохнула она. - Что-то страшное произошло с ней в конце жизни. Когда женщине под шестьдесят, а рядом ни семьи, ни детей, любая может слететь с катушек…
У Савеловой прибалтийские корни: отсюда, думаю, волосы светлые и глаза голубые. Только представьте: миниатюрная натуральная блондинка с пятым или шестым размером груди. Мужики от нее глаз оторвать не могли. Сама Света рассказывала, что, когда режиссер Яков Сегель увидел ее впервые, долго стоял с открытым ртом. Потом они вместе уехали в Ялту, где проходили съемки фильма «Прощайте, голуби!».
Семья у Савеловой была очень сложная, к тому же бедная. Мама одна тянула троих детей. Все они от разных мужчин. Светин брат Сережа плохо кончил: выпивал, а потом погиб при странных обстоятельствах.
По словам Кравцовой, Савелова кого попало из мужчин к себе не подпускала.


Прах кинозвезды…
- Но если уж ей кто понравился, отдавала себя без остатка, - добавляет подруга. - Да, она могла нагрубить, даже матом обложить. Но человеком была очень верным. Читала где-то, будто у Светки были бурные романы со Збруевым и Караченцовым. Что касается Александра - чистой воды брехня. Они, конечно, общались, но только по-дружески, как коллеги по театру. А вот с Николаем любовь получилась сильная. Коля помоложе ее. Пришел в «Ленком», когда Савелова уже была звездой и крепко помогала ему на первых порах. Помню, как в гримерке Караченцов задушевно пел нам романсы своим пленительным голосом. Не разлучались они сутками… Знаю, что разрыв отношений Коли со Светкой состряпала его мама. Она работала балетмейстером, считала себя аристократкой. Все про всех знала. И долго не могла терпеть рядом с сыном никого, кроме себя. А тут появляется какая-то пигалица, да еще с характером.
У окружающих было такое впечатление, что Савелова и Караченцов родились и выросли вместе, настолько гармонично смотрелись рядом. Но вот расстались…
Потом Светлана, как уверяет Кравцова, встретила разведенного ракетчика:
- Очень красивый, импозантный мужчина, с восточной внешностью. Савелова продала свою квартиру на улице Чехова и переехала к нему в «двушку» в районе Останкино. Жили они враздрай - страшно ругались, потом бурно мирились, и так по нескольку раз на дню. Однажды приехала к ним и не знала, как себя вести: посидели за столом, поговорили, потом они так сильно подрались, хоть милицию вызывай. Несмотря на постоянные конфликты, этот человек очень любил Свету. Глядел на нее как на божество. Выпивали, они, конечно. Но тогда же все пили. И тут случилось то, что, видимо, окончательно ее подкосило. В сорок лет Светка решила завести от этого мужика ребенка. Но родила мертвого мальчика. Конечно, ей об этом раньше надо было думать. А то все съемки да театр. Вот свою жизнь и профукала.


… упокоен в колумбарии Николо-Архангельского кладбища в Москве

Последнее «прости»

- Летом Савелова постоянно приезжала в Севастополь, - продолжает Людмила Кравцова. - Без моря жить она не могла. Очень любила загорать голяком на диких пляжах…
Однажды до нашего города дополз слух, будто она попала в автокатастрофу. Потом стали сплетничать, что на нее свалилась декорация и повредила лицо. Смотрю, Светка очередное лето пропустила, не приехала. На следующее является. И вроде сторониться стала, общается как-то заторможенно. Но никаких шрамов на лице не видно. «Странно, - думаю, - неужто пластическую операцию сделала?» А она молчит как партизан. Гораздо позже, когда стало ясно, что с Савеловой произошла жизненная драма, до меня дошло, что она придумала для окружающих эту автокатастрофу. Уверена, потеря формы и проблемы с лицом - из-за пьянок. Поэтому так резко отстранилась от всех.
… Разыскать на Николо-Архангельском кладбище место захоронения Светланы Савеловой не сложно. В 303-й нише 6-й секции 9-го колумбария постоянно живые цветы.
О прощании со Светланой Ивановной мне рассказал бывший администратор «Ленкома» Валерий Курицын:
- В театре мы виделись с Савеловой всего несколько раз, мельком. В 90-е в спектаклях она практически не играла. Говорили всякое: что болеет, не в форме. Никто из театральных не знал даже, где она живет. Но зарплату получала. Благодаря долготерпению Марка Захарова из «Ленкома» ее не увольняли. Погреться в таких ярких лучах славы и скатиться на самое дно - для красивой женщины равносильно смерти… По моим сведениям, Савелова была замужем за отставным майором милиции, уволенным из органов за пьянку. Этот человек несколько раз приходил получать вместо жены зарплату. В театре знали, что он сильно злоупотребляет спиртным. К чему склонял и Светлану Ивановну.
В памяти остались моменты, связанные с прощанием с актрисой. Именно я занимался ее похоронами. В один из дней в конце января 1999 года нам позвонили из судебно-медицинского морга с просьбой приехать опознать и забрать тело Савеловой. Сообщили, что ее нашли в квартире бездыханной. Пролежала она там несколько дней. В документе о смерти, который нам выдали, стоял жуткий диагноз - острая алкогольная интоксикация с поражением печени. Нижнее белье для покойной мы сами покупали, платье подходящее нашли в реквизите костюмерного цеха. Театр оплатил место в колумбарии Николо-Архангельского кладбища, кремирование и изготовление памятной таблички. Захоронение, кстати, оформлено на мою фамилию. А тот сожитель Савеловой даже не пришел с ней проститься.
Зато, по словам Курицына, в последний путь Светлану Ивановну провожали коллеги-актеры:
- Николай Караченцов, хорошо это помню, на церемонию опоздал. Влетел запыхавшийся в траурный зал, когда гроб с телом уже опустили в углубление для отправки на кремацию. Никого не замечая, рыдая в голос, Коля бросил букет на опустевший катафалк. Так и не успел сказать последнее «прости» бывшей возлюбленной…

Светлана Савелова дебютировала в картине "Прощайте, голуби!", но успех оказался быстротечным. Сыграв в шести фильмах, среди которых – комедия "Семь стариков и одна девушка", она вдруг исчезла из кино, хотя и продолжила работать в театре. Говорят, из-за неустроенной личной жизни Савелова часто искала утешения на дне стакана. В 1999 году тело 57-летней актрисы нашли в ее квартире на окраине Москвы. Артистка умерла от острой алкогольной интоксикации с поражением печени.

ПО ТЕМЕ

О Савеловой известно крайне мало. После съемок в своем первом фильме Светлана отучилась в Щукинском училище и пошла работать в Вахтанговский театр, но вскоре решила уйти оттуда в Театр имени Ленинского комсомола. Там она играла с дебютантом Николаем Караченцовым в спектакле "Конец Хитрова рынка". По словам подруги Савеловой, у них был страстный роман.

"Коля помоложе ее. Пришел в "Ленком", когда Савелова уже была звездой и крепко помогала ему на первых порах. Помню, как в гримерке Караченцов задушевно пел нам романсы своим пленительным голосом. Не разлучались они сутками... Знаю, что разрыв отношений Коли со Светкой состряпала его мама. Она работала балетмейстером, считала себя аристократкой. Все про всех знала. И долго не могла терпеть рядом с сыном никого, кроме себя. А тут появляется какая-то пигалица, да еще с характером. У окружающих было такое впечатление, что Савелова и Караченцов родились и выросли вместе, настолько гармонично смотрелись рядом. Но вот расстались..." – рассказала Людмила Кравцова.

Похоронами Савеловой занимался театр. "Николай Караченцов, хорошо это помню, на церемонию опоздал. Влетел запыхавшийся в траурный зал, когда гроб с телом уже опустили в углубление для отправки на кремацию. Никого не замечая, рыдая в голос, Коля бросил букет на опустевший катафалк. Так и не успел сказать последнее прости бывшей возлюбленной..." – цитирует бывшего администратора "Ленкома" Валерия Курицына "Экспресс-газета".

Смерть актера Николая Караченцова повергла в шок его настоящих поклонников. То, что это был очень талантливый человек, ни у кого не вызывает сомнений. Но, как утверждают многие, при такой популярности, вероятнее всего, он пользовался большим спросом у слабого пола. Итак, сегодня вы узнаете о том, что на самом деле значили женщины для Николая Караченцова, которые были в его жизни, о том, какими были его отношения с единственной супругой, а также о том, был ли у Караченцова роман с Ольгой Кабо. В общем, мы затронем весьма деликатную тему не из праздного любопытства. Просто мы считаем, что у публичных людей не может быть тайн, это является издержкой их профессии.

Со своей супругой Людмилой Поргиной актер познакомился в 1973 году на театральных подмостках «Ленкома», где он был уже зарекомендовавшим себя профессионалом, а она новенькой в составе труппы, которую только вводили в первую постановку. Странно, но первое впечатление Людмилы о Николае было действительно неприятным, а вот она ему понравилась сразу.

Их притягивало друг к другу, словно магнитом, даже не спасал факт того, что Людмила на тот момент была замужем за Виктором Корзуном. Решив больше не обманывать мужа, она подала заявление на развод. Но и после этого предложения руки и сердца от Караченцова не последовало, а ей так хотелось какой-то определенности. Слова женщины походили скорее на ультиматум и прозвучали в телефонном разговоре:

«Женишься на мне или нет, но учти, что на сегодняшний день у меня кроме тебя есть еще два поклонника, готовых взять на себя такую ответственность», — рассказала Поргина о тексте того разговора.

И он согласился и никогда об этом не пожалел. Их брак был зарегистрирован в 1975 году, по прошествии трех совместных лет на свет появился их первый и единственный ребенок сын Андрей.

Для каждого человека важна поддержка семьи, и Караченцов ее получил в самый страшный момент своей жизни. После ужасной аварии в 2005 году у супругов действительно началась новая жизнь. Много сил и времени занимал этап восстановления. Но это было необходимо.

А был ли роман с Кабо?

Караченцов и Кабо снимались в двух фильмах, один из которых «Две стрелы. Детектив каменного века», а второй – «Чокнутые». Среди актерской среды упорно ходили слухи о том, что между молоденькой Ольгой и прожженным ловеласом Николаем возник бурный роман, и это при том, что разница у них в возрасте была солидной, целых 23 года.

«Каждый человек расслабляется, как может, кто-то выпивает спиртное, а Караченцов любит девочек. И с Ольгой Кабо у них был недолгий, но очень бурный роман. Впрочем, они вскорости расстались, мирно, без скандалов и выяснения отношения», — об этом рассказал Сергей Микульский, каскадер и по совместительству друг Николая Караченцова.

«Как можно не влюбиться в моего мужа, хорош собой, танцует, поет, всегда галантный кавалер. Я понимаю тех девочек, которые питали насчет него иллюзии. Но следует добавить, что семья для Коли всегда была в приоритете», — рассказала Людмила Поргина.

Сама Ольга не отрицает то, что между ними была связь, но признается, что именно благодаря Караченцову она запела. Дело в том, что у него во время съемок была привычка постоянно что-то напевать, что вдохновило Ольгу. Позже они в дуэте спели три песни, которые стали хитами.

В кино ее привел случай. Света Савелова жила в Севастополе и работала продавщицей в продуктовом магазине. Однажды за покупками в этот магазин зашел режиссер Яков Сегель. Он как раз искал актрису на роль медсестры Тани Булатовой в фильм «Прощайте, голуби!»

Кого он только не приглашал на пробы! Приходили студентки театральных вузов, приводили к нему и девушек по знакомству. Он даже подавал объявление в газету о поиске. Но ни одна из них не казалась Сегелю подходящей. И тут, глянув на Свету, стоящую за прилавком, он понял: вот та девушка, которую долго искал. А ей и в голову не приходило, что она когда-нибудь станет артисткой. Светлана Савелова собиралась поступать в медицинский институт. И тут она почувствовала себя Золушкой из сказки.

Фильм «Прощайте, голуби!» прошел с успехом не только в СССР, но и за границей, получил премии фестивалей в Швейцарии, Чехословакии, Австралии. Конечно же планы Светланы на будущее изменились. Она поступила в Щукинское театральное училище. А после его окончания ее пригласили в Театр имени Вахтангова, а потом – в Театр имени Ленинского комсомола.

Молодую, красивую актрису часто звали сниматься и в кино. Она снялась в комедиях «Зеленый огонек», «Последний жулик», в мелодраме «День солнца и дождя». А в 1968 году ей досталась главная роль в комедии «Семь стариков и одна девушка». И опять успех! А потом была картина «По Руси». Но она оказалась провальной, а на актеров, снимавшихся в ней, легла тень...

Впрочем, у Савеловой оставался еще театр. Ее способности оценил Марк Захаров. Он доверял ей большие роли. Добрая, заботливая, нежная – она нравилась мужчинам. Но ей почему-то не везло в жизни.

Студенткой она вышла замуж за режиссера Геннадия Байсака. Но вскоре брак распался. Потом она увлеклась Александром Збруевым. Это был бурный роман. Но ему Светлана предпочла другого. Она влюбилась без памяти в Николая Караченцова. Многие думали, что дело идет к свадьбе. Но оказалось – не судьба. Караченцов встретил Людмилу Поргину, будущую жену. Для Савеловой это стало тяжелым ударом. Ей казалось, жизнь кончена и ей никогда не стать счастливой...

Светлана стала пропускать репетиции в театре, выпивать. Захаров пытался встряхнуть ее, но у него ничего не получалось. Артистка ушла с головой в страдания. Пришлось забрать у нее роли, а потом ее перестали выпускать на сцену даже в массовке.

Савелова все чаще и чаще прикладывалась к бутылке. Нашелся у нее и друг по несчастью – актер Сергей Милованов. Красивый, талантливый, он прекрасно пел песни Булата Окуджавы, Александра Галича. Но губило его пристрастие к спиртному. Вместе они катились по наклонной.

В какой-то момент Савелова опомнилась. Ушла от него. Но все же не смогла отказаться от алкоголя. Она опять вышла замуж – за пьющего милиционера.

Однажды, возвращаясь с очередной гулянки у друзей, артистка и ее супруг попали в автокатастрофу. Врачам удалось выходить Светлану. Но на ее лице остался навсегда уродливый шрам. Она очень переживала, что ее лицо изуродовано, прятала шрам под локоном волос. И еще больше уединилась, замкнулась в себе.

В театр она приезжала только в день зарплаты. Ее держали в штате из жалости. Из-за крайней нужды она продала свою квартиру в центре и купила убогое жилье на окраине. А в январе 1999 года она за деньгами не пришла. Сотрудники театра забеспокоились на третий день. Дверь квартиры пришлось взламывать. Ее бездыханное тело обнаружили лежащим на полу. Разбираться, от чего она умерла, не стали. Требовать проведения экспертизы было некому – у Савеловой не оказалось ни близких друзей, ни родственников.

Похоронили артистку на Николо-Архангельском кладбище. На прощание пришли только служащие театра, а платье на покойницу надели из реквизита – у нее дома не нашлось никакой приличной одежды.

О чем он думал всякий раз,
когда пел «…для любви не названа цена»
в знаменитой рок-опере «Юнона и Авось»?


Актеры влюбчивы – это аксиома. А в театральном мире очень трудно что-то утаить. Там своя сцена – как подлинных чувств и страстей, так и конфликтов, укутанных в кокон слухов и сплетен. И сквозь этот кокон совсем непросто разглядеть правду. Роман Караченцова и Поргиной, начавшийся в 1973 году во время гастролей «Ленкома» в Питере, вызвал бурю пересудов. Она была замужней дамой. Да и он не одинок…

«Я влюбилась в него, как только увидела в первый раз, – с улыбкой вспоминает Людмила. – Это было в том же 1973 году. Меня, недавнюю выпускницу Школы-студии МХАТ, приняли в «Ленком» и решили вводить в спектакль «Музыка на одиннадцатом этаже». Я пошла смотреть постановку. Первым на сцену выскочил Саша Збруев, он уже был знаменитостью, весь зал ему зааплодировал. А потом на сцену из-за кулис вылетело нечто орущее, лохматое, с огромными зубами. Это был Коля Караченцов, и тогда я подумала: «Если он не станет моим мужем, свою жизнь я могу считать бессмысленной, пойду и повешусь на люстре».

Конечно же, «вешаться на люстре» она не стала. У начинающей актрисы уже был опыт семейной жизни: ее первый брак с однокурсником Михаилом Поляком продлился четыре года. И она уже знала – после развода жизнь продолжается.

К моменту встречи с Николаем Караченцовым Людмила успела выйти замуж во второй раз – за каскадера Виктора Корзуна, который был старше ее на 20 лет. Брак оказался несчастливым, отношения с мужем становились все более натянутыми. Так что, влюбившись в восходящую звезду «Ленкома», Поргина забыла решительно обо всем и сама отважилась на первый шаг. Когда Людмила Андреевна вспоминает об этом, глаза ее лукаво блестят: «После спектаклей актеры часто собирались в моем номере – пели песни под гитару, травили байки. В одну из таких встреч я попросила Колю задержаться и призналась ему в своих чувствах».

Их роман продолжился в Москве. Они встречались в холостяцкой коммуналке, где в то время жил Караченцов. Он заговорил о женитьбе в театральной гримерке. Просто вошел и сказал: «Если я тебе сделаю предложение, ты разведешься с мужем? Да?! Тогда будь моей женой!» Актриса на следующий же день подала на развод. Казалось, вот оно – счастье. Но популярность Николая так быстро набирала обороты, а театральная жизнь была такой бурной, что предложение стать женой повисло в воздухе и... провисело там целых два года.

Сказать, что Поргина терялась в догадках, – не сказать ничего. Из-за громкой лав-стори (а также своего взрывного характера) Люда тогда лишилась нескольких ролей в театре, Марк Захаров на некоторое время даже перевел ее в массовку. Людмила буквально места себе не находила и говорит об этом сейчас, не таясь: «Целых два года я каждую минуту ждала, что Коля скажет: «Давай с тобой сегодня подадим заявление». Не понимала, почему он так долго тянет. «Наверное, весь погружен в репетиции, – строила я догадки, – до загса ли ему сейчас?..»

Похоже, Николаю Караченцову и впрямь было не до того. Шел 1975 год. Столичные театралы осаждали ленкомовские кассы, чтобы добыть билеты на «Тиля» с Караченцовым в главной роли. А летом актер в составе делегации молодых талантов на целый месяц уехал в США (небывалое по временам холодной войны событие!). Месяц – иногда это целая жизнь. И пока Николай знакомился с заокеанским «загнивающим капитализмом», в Москве на одном из спектаклей в Людмилу влюбился немецкий предприниматель. Романа не случилось, но предложение руки и сердца с последующим выездом в Германию прозвучало. Поргина отказала немцу, однако решила снова взять ситуацию с Николаем в свои руки…

Караченцов вернулся, фонтанируя впечатлениями о Штатах. Люда рассеянно слушала, а потом неожиданно перебила его и сказала: «Знаешь, Коленька, мне один немец предложение сделал… Может, стоит согласиться, ты ведь меня уже не зовешь». Эта новость сработала со скоростью катапульты – заявление они подали буквально на следующий день. И 1 августа 1975 года наконец-то стали мужем и женой...

Пока театральная карьера Караченцова стремительно взлетала вверх, Люда, родив сынишку Андрюшу, ушла со сцены «в семью». Жизнь их семьи была традиционной для актеров: в тесной квартирке собирались друзья, спорили, мечтали, шумно застольничали, репетировали.

Николай мотался на гастроли, подрабатывал на концертах, снимался в кино и на телевидении – одним словом, был нарасхват. Его очевидный талант, неуемный темперамент и потрясающая энергия притягивали не только славу, но и, конечно, женщин. Людмила оказалась настоящим бойцом за свои чувства. Однако победы никогда не давались ей легко.

Было все… Как-то Люда, прихватив маленького Андрюшу, ушла от Караченцова к своим родителям. Удивительно, но почти три месяца муж не предпринимал никаких шагов к примирению. Не выдержав «холодной войны» и паузы в отношениях, Людмила написала ему проникновенное письмо. Подействовало. Ответом стало его признание, которого она так долго ждала: «Я тоже люблю тебя».

У известного актера случались романы. Сплетни волнами расходились по театральной тусовке и по Москве. И о них невозможно было не знать!

Но, выслушав очередную порцию новостей, Людмила ничего не комментировала и показательных разносов супругу не устраивала. «Я всегда знала, что у меня есть его плечо, его поддержка. Где бы ни был, если что-то случалось, я слышала: «Дорогая, не переживай, сейчас буду!» Даже когда поползли слухи о длительном и нешуточном романе Караченцова с красавицей Ольгой Кабо, даже когда подруги Людмилы пытались открыть ей глаза на его влюбленность в танцовщицу Марину Ширшикову… Это был негласный договор.

Как взрывная Поргина это переживала, пожалуй, мало кто знает. Но то, что Караченцов всегда возвращался к ней, – факт. А такого заботливого и щедрого семьянина нужно было еще поискать. Николай был настоящим пахарем и всегда помнил о сынишке и жене. Лишь однажды он задал вопрос: «Сколько я должен зарабатывать, чтобы нам хватало?» – а потом просто сделал все, чтобы действительно так и было. Все ключевые семейные вопросы решал он, а внутренний ритм их жизни задавала Людмила.

Более чем скромная советская коммуналка осталось в прошлом – правительство охотно выделило театральному любимчику квартиру с окнами на церковь в Елисеевском переулке. Знаковое, к слову, место жительства – ведь именно в этом районе некогда жили Мейерхольд и Качалов. Обставить квартиру и устроить быт Людмиле всегда удавалось блестяще. Правда, порывистая натура давала себя знать. К примеру, на отведенные для ремонта квартиры деньги она могла купить себе норковую шубу в пол. А опомнившись, тут же звонила мужу и каялась, хорошо зная, как он любит ее баловать. В ответ она всегда слышала только одобрение. Ни одного упрека. В тот раз Караченцов просто попросил строителей об отсрочке и тут же озадачился, где взять недостающую сумму.

Николай буквально купался в ролях, а на долю Людмилы чаще всего выпадали скромные работы: в «Звезде и смерти Хоакина Мурьеты» она сыграла роль Чилийки, в «Юноне и Авось» – Женщину с младенцем, вот только в «Бременских музыкантах» ей досталась яркая роль Атаманши. В этом образе она была очень органична.

А за кулисами текла своя жизнь. «Прежде чем утвердить меня на роль в спектакле «Три девушки в голубом», Марк Анатольевич долго сомневался, справлюсь ли я, – вспоминает сейчас актриса. – «Люда, вам сложно будет играть драму, потому что ваша жизнь – сплошной праздник, все вас любят, а муж вообще носит на руках!» Рядом с Колей я в самом деле ощутила себя самой красивой, самой умной, самой доброй. Муж все время внушал мне, какая я замечательная, и я в конце концов в это поверила».

Он продолжал сниматься, играть в театре, записывать песни, ездить на гастроли с концертами. На сон оставалось часа четыре в сутки – не больше. А она занималась домом, бытом, дачей, готовила обеды, принимала многочисленных друзей – в доме по праздникам собиралось до полусотни человек. Похоже, каждый из них четко понял свою роль в жизни другого, и оба играли ее в силу своего таланта. Так прошло много лет.


…«Какая твоя любимая роль?» – громко спрашивает Людмила у мужа. Он неловко сидит на удобном кухонном стуле, как большая нахохлившаяся птица, смотрит отсутствующим взглядом и произносит слова, которые стороннему собеседнику не понять. «Роль графа Резанова», – переводит Людмила. «У нас все будет хорошо!» – жена держится перед камерой за двоих: открытая улыбка, уверенная речь и жесты. Николай молчит. Она поворачивается к нему и снова громко спрашивает: «Так ведь, Коля? Скажи!» Он кивает, глядя в сторону, и снова произносит что-то невнятное. На этот диалог больно смотреть. За ним столько всего, что не передать словами!

…Страшная авария, случившаяся в 2005 году, жестко разделила их жизнь на до и после. В тот вечер, 28 февраля, Коля мчался к жене: на руках у Людмилы только что умерла ее мать. Он очень торопился, хотел быть рядом с ней. И в какой-то момент не справился с управлением. Об аварии Поргина узнала через несколько часов. «Мама ушла, ее уже не вернуть, а Колю я не отдам!» – решила она.

Чтобы выжить, знаменитому актеру понадобилась врачебная помощь, граничащая с чудом. После аварии Николай находился в коме, и врачи сутками напролет боролись за его жизнь. Страна замерла в ожидании, ежедневно в Интернете публиковался бюллетень о состоянии здоровья Николая Петровича. Людмила, собрав все мужество, делала невозможное. «Я говорила с ним, держала его за руку, – признавалась она перед камерой после своего первого визита в палату. – И мне показалось, что он сжал мою в ответ! Дольше врачи не разрешили мне находиться в палате, но зато посоветовали приходить каждый день и по 15 минут разговаривать с мужем... Хотя он в коме, я верю, что он все слышит и чувствует...»

В коме он был месяц. И каждое утро Людмила вставала ни свет ни заря и шла в монастырь. Молилась за своего Коленьку. И вымолила…

Он перенес несколько операций, научился двигаться и кое-как изъясняться, а она была рядом все это время. Именно эта женщина научила его заново ходить и говорить. И никто, кроме самого Караченцова, не знает, чего ей это стоило.

Во имя и вопреки


Медленно, очень медленно они оба привыкали к новой жизни. Он – к своему новому лицу, ставшему после пластической операцией незнакомым, к непослушному телу, невозможности нормально общаться и выключенности из своего сумасшедшего актерского ритма. А она – к нему. «Я долго не могла к этому привыкнуть. Все думала, что сумею вернуть прежнего Караченцова. А потом врач-психоневролог сказала мне: «Не рвите свое сердце. Поймите: того Караченцова нет и уже не будет. Вы должны привыкнуть к человеку, который с вами сейчас». И я приняла эту новую реальность. И прежнего Караченцова почти не помню. Когда смотрю фильмы с его участием, даже удивляюсь: «Боже мой, неужели он был таким?» Потому что я Колю безумно люблю. Однажды пришел к нему кто-то, а он никого видеть не хочет. Стесняется, что уже не супермен. Я сказала ему тогда: «Не переживай, что ты стал другим. Поверь, сейчас ты интереснее, чем был раньше. Потому что открыт миру, не носишь маски. Если тебе хорошо – радуешься, если плохо – плачешь».

Они теперь всегда вдвоем: гуляют ли с внуками на даче, хозяйничают ли по дому, выходят ли в свет… Да-да, именно в свет! Всякий раз это вызывает бурю кривотолков в обществе. Не все могут принять «нового» Николая Петровича – смотреть на последствия перенесенных им травм действительно тяжело. Люди реагируют по-разному: кто-то прячет глаза и проходит мимо, а кто-то радостно бросается к нему, жмет руку и радуется, что он жив. Некоторые осуждают Поргину за то, что она появляется с мужем на людях, ведь и невооруженным глазом видно, как тяжело Караченцову – даже физически. Но он держится. И, как утверждает Людмила, не она, а муж рвется всякий раз побывать среди людей: сказывается многолетняя привычка быть на виду и самое обычное стремление к общению.


Она повсюду с ним. Зычным голосом Атаманши командует мужем и дает интервью, общается с израильскими врачами, обещавшими помочь, и готова ссориться с каждым, кто считает, что Караченцову впору сидеть дома. «Мы все преодолели. Коля понял, что я его люблю и готова умереть, чтобы он был счастлив!» – делится Поргина. А Николай почти не разговаривает, но если речь заходит о том, как же он выкарабкался, лаконично отвечает: «Мне помогли Люда и труд». Когда они остаются одни, он перестает стесняться своего вынужденного косноязычия и говорит о том, что чувствует: «Ты – все в моей жизни». Да, она стала для него всем. Вот только 38 лет назад, когда горячечно об этом мечтала, и представить себе не могла, что могут означать слова «быть всем». Жизнь назвала настоящую цену любви…

Понравилась статья? Поделитесь ей