Контакты

Что начиналось в доме, когда кикимора выходила замуж за домового? Кикимора болотная Чем может угрожать встреча с К икиморой на болоте или дома.

В понимании многих людей кикимора является сказочным персонажем, который относится к негативным героям. На самом деле наши предки верили в ее реальность, поэтому предлагаем разобраться, кто такая в славянской мифологии и нужно ли ее бояться. Для начала стоит сказать о том, что название «кикимора» происходит от богини Морены, которую еще называли Марой. Люди приложили к этому имени корень «кик», который означает горбатость.

Кто такая кикимора и как она выглядит?

На самом деле кикиморой называют дух, который живет в домах обычных людей, и она является женой домового. Ее основное место обитания – за печкой или вместе с животными в хлеву. Любимое занятие кикиморы – проказничать и пугать животных и людей, например, она стучит посудой, ставит разные ловушки и портит вещи. Если кикимора вышла из своего укрытия, то люди слышат необъяснимые звуки, а также им могут мерещиться разные животные. Несмотря на это назвать кикимору полностью плохим героем нельзя, поскольку иногда она все же делает хорошие дела. Говоря о том, кто такая кикимора и разбирая ее , стоит отметить, что славяне считали ее намного добрее домовых, поскольку серьезных проблем она практически никогда не создает.

Внешность кикиморы

Разбираясь в том, кто такая кикимора, стоит остановиться на ее внешности.

  1. Представляют этого духа по-разному, но наиболее распространенным является образ старой и некрасивой женщины, которая имеет худое тело и маленькую голову.
  2. Часто ее изображают с горбом, что делает ее образ еще ужаснее.
  3. Одна из основных отличительных черт – растрепанные волосы.
  4. Устрашающий образ дополняет уродское лицо и лохмотья вместо одежды.
  5. Есть и другие описания внешности кикиморы, например, некоторые представляли ее, как молодую девушку с красивой и длинной косой, но полностью голой.
  6. Крайне редко представляют этого духа мужчиной.

Откуда взялась кикимора – 3 версии

Многих интересует от кого произошла настоящая кикимора, так вот в этом вопросе люди также не пришли к единому мнению.

  1. Версия №1 .Считалось, что стать этим нечистым духом может ребенок, который умер в результате аборта, или же девочка, ушедшая из жизни до крещения.
  2. Версия №2 . Происхождение кикиморы часто связывали с не отпетыми покойниками и проклятыми людьми.
  3. Версия №3 . Еще одна версия появления этого духа – это результат любовного контакта девушки с нечистым духом.

Образ кикиморы в славянской мифологии

В славянской мифологии можно найти много историй о местах проявлениях кикиморы. Часто ее видели там, где совершалось убийство и в местах скопления негативной энергетики. В древности люди верили, что если перед человеком проявилась кикимора, значит, он вскоре умрет. Как и многие духи, кикимора обладает сверхъестественными силами, так она может с огромной скоростью передвигаться с места на место. Приписывают ей и способность к телепортации и к предсказаниям будущего.

Люди, обладающие магическими способностями, могут призывать кикимор. Черные ведьмы подселяют злых духов к своим врагам, чтобы навредить им. Есть различные заговоры, помогающие не только увидеть кикимору, но и изгнать ее из своего дома. Обычно люди проводили подобные ритуалы, когда действия духа становились опасными и вызывали огромные неприятности.

Кто такая болотная кикимора?

Этот дух очень схож с «домашней сестрой» за исключением места проживания. Ее считают женой лешего, который хозяйничает в лесу. Что касается внешности болотной кикиморы, то она практически полностью соответствует описанным чертам за исключением цвета кожи, которая имеет зеленоватый оттенок, и длины волос. Болотная кикимора обычно проявляется перед людьми, которых удалось заманить в топкое болото, а делают они это для того, чтобы окончательно испугать жертву.

В мифологии очень часто встречается упоминание таких существ, как . Другие их имена шишига или шишимора. Кто они, откуда взялись, и как взаимодействуют с человеком, до сих пор интересует людей.

Кто такая Кикимора болотная?

Первоначально появилось слово «мора», а затем к нему прибавилось «кики», что означало горбатая. Словом кикимора называют жену , который охраняет человеческое жилище. Она обычно представляется женщиной со спутанными волосами и очень некрасивой. Местом ее обитания считается дом.

Ее родной сестрой можно считать болотную кикимору. В чем-то они схожи и внешне, и по характеру, и по поведению, но есть и определенные отличия. Кикимора болотная – это жена лешего, которые живут глубоко в топях. В отличие от они имеют зеленый цвет кожи и очень длинные волосы, покрытые тиной. Кикимора болотная редко показывается людям на глаза, а так же очень боятся солнечного света, потому что под ярким светом их кожа приобретает зеленый оттенок. Так и живут они в глухих топких местах и морочат головы проходящим по лесу путникам.

Как выглядят болотные кикиморы

Так же как и домашние духи, принимают образ некрасивой женщины с маленькими глазами, тонкими губами и крючковатым носом. На ее лице могут быть бородавки. Волосы такой кикиморы очень длинные. В них она вплетает тину и болотные растения. Одеваются болотные кикиморы , обычно, в подобие сети. Так же она очень сильно любит различные меха, которые тоже использует как наряд.

Простой человек это существо видит крайне редко. Обычно появляется перед теми, кого сами и заманили в топкие болота. Они показываются, чтобы испугать и окончательно дезорганизовать тонущего человека.
Появление кикиморы болотной

Очень часто можно услышать, что кикиморой называют женщин со скверным ворчливым характером, которые постоянно всем недовольны. Такое сравнение появилось неслучайно. У этой нечестии действительно очень скверный нрав.

Откуда же появились болотные кикиморы?

По этому поводу выдвигается несколько версий. Болотными кикиморами могут стать младенцы, которых ненавидела и проклинала мать, а так же утонувшие и некрещеные дети женского пола. Так же к вдовам и тоскующим по возлюбленному девушкам прилетал огненный змей, который превращался в юношу и соблазнял несчастную. От таких отношений получались дети, которые и становились кикиморами.

Запустить в дом вредное существо могут плотники и печники, которым не заплатил хозяин за работу. После того, как оплата производилась, все становилось на свои места, и никто уже не стучал и не гремел ухватами.

На Урале бытует поверье, что детей, которые зашли в топкие места, воруют кочки – это болотная нечисть. Она весь день прячется в тине, показывая только свои пушистые волосы. Ближе к вечеру болотные охотники – кочки выходят и выискивают свою жертву. Заметив ребенка, они обвивали его руками-веревками и затягивали в трясину. После этого появлялась еще одна болотная кикимора.

В глухих деревнях до сих пор происходят странные встречи людей с болотной нечестью, особенно в тех местах, где топи страшные и непроходимые. Обычно такие истории связаны с исчезновением детей. В уральском селе исчезнувшая в болоте девочка появилась только через несколько лет. Она продолжала жить нелюдимо, и с ней никто не хотел общаться. Когда представилась возможность спасти заплутавшего в болоте человека, она это сделала. Но у спасенного возникло ощущение, что с ним случилось, нечто мистическое и нереальное. Он потерял счет времени, остался без корзинки с грибами и ягодами, а так же прямо возле деревни. В то время как минуту назад тонул в трясине. Такие загадочные истории происходят с людьми достаточно часто, но они редко бывают озвучены.

Связь болотной кикиморы с богами

У болотных кикимор и их домашних сестер есть свой день рождения, который связан с появлением богини Мары. Второго марта зима заканчивается и приходит весна. С этим событием были связаны особенные ритуалы.

В первую очередь необходимо сделать в жилище уборку. В качестве ритуальной использовалась старая метла, которой прометали по всем углам. Затем ее заворачивали и выкидывали подальше от дома, а иногда сжигали дотла. Помимо дома необходимо было вымести весь двор и дорожки до колодца или водоема, а так же как ориентир использовался перекресток.

Старая одежда и битая посуда выкидывалась из дома как можно дальше. Чаще всего ее оставляли на перекрестке или у колодца.

Некоторые хозяева вынуждены были бросить свой дом и уйти жить в другое место, когда кикиморы начинали их выводить и выживать. Люди иногда пытались выгнать этого навязчивого духа из жилища. В этом случае не обходилось без церковного ладана. Им кропили шерсть животных и засовывали оберег между досок. На этот случай существовал магический заговор.

Кикимора болотная и её шалости

Вывести болотных кикимор из их родных топей невозможно, да никто и не стремился это делать, так как даже у самых гиблых мест должен быть свой хозяин. очень скрытные, они никогда специально не показываются на глаза людей, но их присутствие ощущается. Когда человек оказывается на болоте, то он нередко слышит характерные звуки. Бульканье, треск, плачь ребенка или крик женщины, вой собаки и так далее очень часто слышится с болот. Кто может издавать такие звуки?
Ученые утверждают, что из болотных глубин выходят газы, которые могут издавать определенный звуковой фон, но не все можно оправдать данным явлением. Плачь человека трудно перепутать с выходом метана.

Обычно, человек, услышавший призывный крик себе подобного старается оказать помощь, не задумываясь об опасности, которая таится под зелеными мхами. Наступив на такое место, спаситель начинает погружаться в топкую жижу, из которой практически нет спасения, при этом плачь и стоны могут превратиться в демонический хохот. В этот момент утопающий видит страшное зрелище. Из разверзшихся мхов и топей появляется непонятное существо с зеленой кожей, длинным, спутанным волосом и одетое в сплетенный из водорослей наряд. Кикимора болотная появляется в последний момент, чтобы увидеть агонию умирающего и испугать его так, чтобы сил на сопротивление трясине уже не осталось.

Помощники болотного духа

У коварной и страшной для человека болотной кикиморы есть несколько помощников и слуг, которые боятся ее и устраивают людям различные пакости. Болотницы и хмыри, крыксы и злыдни представляют для людей опасность.
Неудивительно, для тех, кто бывал на болотах, такое явление, как появление огней. Синие огонечки, мерцающие и вспыхивающие неоткуда, пугают путников и манят их. Так как те, кто не знает, что впереди болото, идут на свет, как к человеческому жилищу. Вот эти самые огни, по поверьям, зажигают болотные кикиморы и их ближайшие помощники.

По не до конца доказанным и исследованным данным, болота считаются колыбелью всего живого на земле. В них найдено уже около двух тысяч мумий. А в глубинах торфа можно найти отпечатки существ, которые ранее существовали в природе. Человек себя чувствует в этих местах очень неуютно. Он начинает испытывать ужас, чувство страха и слабость. Возможно, это происходит из-за многочисленных тайн, скрываемых болотом, а может из-за присутствия там нечисти.

Куриный бог

Прочие предметы

(кикимара, шишимора, шишимара, суседка, мара ) - восточнославянский женский мифологический персонаж, обитающий в жилище человека, приносящий вред, ущерб и мелкие неприятности хозяйству и людям.

Происхождение имени

По мнению С. Максимова, слово кикимора является двусоставным: кик и мор .

  • «кик» - птичий крик;
  • «мор» - мрачность, темнота, туман, призрак.

Альтернативное прозвище - «шишимора» есть затабуированное название кикиморы, так «шишами» называли нечистую силу. Есть теория, что оно восходит к глаголам русского диалектного происхождения «шишить, шишать» - «копошиться, шевелиться, делать украдкой».

Мифологический образ

Согласно славянским поверьям, кикиморы поселяются в помещениях, если под ними был зарыт «неправильный» покойник: труп ребёнка, повешенный или неотпетый покойник, также в доме, где по какой-либо причине умер ребёнок. Известны поверья о кикиморах как детях, похищенных или обмененных нечистой силой. Иногда считалось, что кикиморы появляются от любовной связи девушек с нечистым в образе огненного змея. Может быть наслана колдуном.

Считалось что кикиморы любят шутить с людьми и иногда появляться в виде оставленного на дороге ребёнка; подобранные и пригретые людьми, они убегают, насмеявшись над ними. Её представляли по-разному: как хозяйку избы, жену домового или лешего. Кикимора болотная или лесная обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное полено. Присутствие её в доме определяли по мокрым следам. считалось что защититься от кикиморы можно молитвой или же, наоборот, бранью.

Любимое занятие кикимор - тканье и пряжа. В ночь под Рождество они треплют и жгут кудель, оставленную без молитвы рассеянными пряхами на прялках. Эта особенность в занятиях кикиморы роднит ей с языческой богиней Мокошью, влияние культа которой, вероятно, оставило свой след в образе этого домашнего духа. Изредка кикимору даже считали женской помощницей в выпечке хлеба, мытье посуды, по уходу за скотиной и в убаюкивании детей.

В Вологодской губернии считали, что кикиморы во время Святок рожают своих детей-шуликунов. Шуликуны вылетвют из дома через трубу на улицу, где находятся до Крещения.

Считалось, что кикимору можно увидеть перед особыми событиями, значимыми для членов семьи, часто на пороге. Если она плачет или громко стучит коклюшками для кружевного плетения, это предвещает беду, если прядёт, то следовало ожидать чью-то смерть. Если вопросить кикимору, то та может ответить стуком.

Пойманную кикимору можно было превратить в человека, если выстричь на её темени волосы в виде креста. Однако навсегда останется какой-либо напоминающий о прошлом недостаток: заикание, сутулость, слабый ум.

В образе кикиморы мы имеем остаток какого-то низшего божества древних славян. Вера в них, вероятно, находится в связи с культом душ усопших предков. Некоторые отожествляют кикимору с французским духом cauchemar.

Внешний вид и описание

Народ представлял себе кикимор в виде безобразных карликов или малюток, у которых голова с наперсток, а туловище - тонкое, как соломинка. Они обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать и видеть на далекое расстояние, не носят ни одежды, ни обуви - это вечно юные девочки, маленькие и неугомонные. По другим поверьям, кикимора похожа на маленькую скрюченную и безобразную старушку, одетую в рваные лохмотья, смешную и неряшливую, которая боится, что её унесёт ветром, а потому не покидает дом. Изредка кикимору представляли в облике мужчины. Изредка в облике девы с распущенными волосами или длинной косой, совсем неодетой или в одноцветной рубахе. Изредка - в облике замужней женщины в повойнике. Существовали поверья, что кикимора показывалась похожей на собаку, свинью, утку, а также подобной зайцу, хомяку.

Занятия и образ жизни

Кикиморы обычно живут за печкой, под полом, в курятнике, в хлеву, на чердаке. Могут также обитать в заброшенных строениях, во дворе, в бане, на гумнах, даже в кабаке. Днём от людей прячутся, активны ночью, порой надоедают хозяевам шумом и вознёй. В тихие ночи бывает слышно, как они подпрыгивают, прядут и сучат нитки. Могут допрясть оставленную пряжу, вот только не слева направо, а наоборот, но чаще обрывают и мусолят нити, жгут кудель, запутывают шерсть, которая была брошена без благословения. Шьют плохо, стёжки кикиморы - неравномерные, неровные: «От кикиморы рубахи не дождёшься» (русская пословица).

Проделки кикиморы

Согласно поверьям, кикиморы являются постоянным источником неприятностей, появляясь в доме творят мелкие пакости: мешают спать шуршанием, воем, писком, плачем, разбивают посуду, сбрасывают одежду, загоняют по ночам лошадей, стригут перья у кур и шерсть у овец:

Иногда в припадке шаловливости кикиморы, подобно домовым, наваливаются на хозяев и душат их по ночам, могут дёргать за волосы. Была популярна следующая быличка:

Одна из проделок кикиморы описана в романе Алексея Толстого «Хождение по мукам»:

Текстологический анализ показывает, что А. Н. Толстой использовал протоколы реальных допросов Тайной канцелярии. На их основе можно заключить, что кикимора была замечена в 1722 году и, следовательно, является старейшей зафиксированной в Санкт-Петербурге нечистью.

Магия предметов, связанных с кикиморой

Куколки-кикиморы

Существовало поверье, что кикимор насылают на хозяев печники или плотники, недовольные или обиженные при расчёте за постройку. Сделанная из щепок или сшитая из тряпочек куколка, изображающая собой кикимору, закладывается где-либо в доме, часто между брёвен или балок, после чего в доме появляется «насаженная кикимора», насылающая на хозяев всевозможные наваждения: им показываются то заяц, то поросенок, то собака, то бык, мерещатся песни-пляски, сами собой открываются двери.

Чтобы прекратить бесчинства кикиморы, следовало найти и сжечь подкинутую куколку. Или выбросить её в отдалённой местности.

Куриный бог

Универсальным оберегом от кикиморы считался « куриный бог » - чёрный камень величиною с гусиное яйцо и с отверстием природного происхождения, целое горлышко от разбитого кувшина или поношенный лапоть. «Куриный бог» на Вологодчине также называли «кикиморой одноглазым» . 2 (15) января, в «Сильвестров день», его вешали за нитку на стене курятника, чтобы уберечь кур от домовых и кикимор.

Прочие предметы

Считалось что кикимора не любит можжевельник, из веточек которого делали оплетение для солонки, чтобы кикимора не таскала соль. Настоем из папоротникаомывали горшки и другую посуду, чтобы кикимора их не трогала. В одном лечебнике XVIII столетия для избавления от кикиморы предлагалось положить в доме верблюжью шерсть с ладаном.

Кикимора в народном календаре

По некоторым местным поверьям, кикимора до Святок живёт на улице или на гумне, а потом уходит неведомо куда. В Вологодской губернии считали, что на Святках кикимора рожает детей. Новорождённые вылетают в трубу на улицу, где и живут до Крещения, это - шулыканы (шушканы). В святочные гулянья старухи изображали «шишимор»: надевали рваную одежду и с длинной заостренной палкой садились на полати, свесив ног и с бруса и, поставив прялку меж ног, пряли. Девушки, смеясь, хватали их за ноги, а «кикимора» отбивалась от них палкой. Иногда же кикимору изображал парень, одетый в старушечьи лохмотья и с глиняным горшком на голове, заменяющим кокошник. После того, как горшок разбивали, «кикимора» превращалась в обычного парня.

Святая Мариамна, чей день памяти отмечается церковью 17 февраля (2 марта) , в народе нарекалась Маремьяной-Кикиморой и нередко отмечалась на день раньше - 16 февраля (1 марта). «В Малороссии явно таскают по улицам при встрече весны (1 марта) с пением веснянок чучело, называемое марой или мареной».

4 (17) марта, в день «Герасима Грачевника», кикимору можно было выжить из дома, в эту пору они становятся смирными. Для изгнания кикиморы пользовались заговором: «Ах ты, гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее!»

В этой статье можно узнать верный ответ на вопрос второго тура сегодняшней игры "Поле Чудес" за 26.01.2018. Игра была посвящена болоту. Как звучит вопрос второго тура в оригинале, можно узнать ниже. Вопрос о кикиморе.

Восточные славяне в старину верили, что в болоте жил злой болотный дух в женском обличии - кикимора. Замуж она обычно выходила за Лешего. Но иногда кикимора становилась женой домового и переселялась в дом. Благодаря такой супруге там начинался... что? (10 букв).

Что начиналось в доме, когда кикимора выходила замуж за домового и поселялась в доме?

Кикимора - это русский и, в меньшей степени, белорусский мифологический персонаж, преимущественно женского пола, обитающий в жилище человека и в других постройках, прядущий по ночам и приносящий вред и неприятности хозяйству и людям. Представления о кикиморе известны с 17 века, предполагается также связь её образа с более древними персонажами.

Кикиморами, по русскому поверью, становятся девочки, проклятые собственными матерями в утробе или до крещения, умершие некрещеными, а также рожденные женщинами от огненного змея-искусителя. Таких детей еще в младенчестве похищает нечистая сила, а в семилетнем возрасте они превращаются в злых духов - кикимор.

Одни кикиморы впоследствии выходят замуж за домовых и начинают пакостить в доме, другие - за леших. Они и становятся болотными. Нужно отметить, что обычная жена домового - домовиха (домаха), не отличается буйным нравом. Её поведение в основном зависит от того, понравится ли ей хозяйка дома.

Таким образом, исходя из уже открытых букв, нам становится понятно, что верный ответ на вопрос второго тура: беспорядок (10 букв), ведь именно так может пакостить жена домового - кикимора.

17 марта по народному календарю - Герасим-грачевник, день, когда вся наша языческая нечисть в силу входит. Именно в марте, а вовсе не в рождественском январе, самые их дни – духи природы просыпаются вместе со своей матушкой. Задача заботливых хозяек – духов этих поддержать морально и физически (пряники они любят, страсть!), чтобы и дом блюли, и в ваши дела нос почем зря не совали. Но кто где «живет»?

В доме, понятно, домовой. Он мужик не одинокий, у него есть жена – кикимора. Вредная, надо сказать, особа! Если ктото на кухне по ночам посудой гремит, или вы утром со спутанными волосами проснулись, или ребеночек ваш по ночам беспокойно спит – это все её, кикиморы, работа.

Вот как раз 17 марта кикимору за такие безобразия можно к порядку призвать. Надо сунуть клок шерсти под порог со словами: «Ах ты, кикимора домовая, уходи из горюнина дома вон!». Уйти, может, и не уйдет, но призадумается о своем поведении.

Что же касается домового, то его после зимней спячки надо сразу кашей попотчевать: пшенной, на молочке и сладенькой. Только про ложку не забудьте, а то обидится хозяин, что руками есть приходится, и всю кашу по полу раскидает. Вам это надо?

У домового и кикиморы есть детки – игоши. От этих вреда немного: если под полом ктото пищит и копошится, это игоши и есть, а никакие не мыши. По другим поверьям, игоши – это недоношенные человеческие дети, родившиеся мертвыми. Поэтому игошей изображают на коротких ножках и без рук.

За обеденным столом, если хозяева догадались, что в их доме живет игош, на стол положено класть лишнюю ложку – для игоша. И хлеба ломоть рядом. Если про игоша забыть и место за столом ему не выделить, он начнет мстить – подговаривать хозяйского ребенка на всякие шкоды, строить козни всем жильцам дома.

Но особенно невзлюбит игош того, кто его место займет. Тогда держись, прицепится – не отвяжешься. Будет по пятам ходить и всячески пакостить. Провинившемуся человеку остается одно – откупиться, например рукавицами. Игош мерзляка, но умом недалек: он эти рукавицы то на голову примерит, то на ноги, то целиком в них залезет. Так за заботами про человека и забудет.

В бане живет банник – злой старик. Поэтому в баню после полуночи, да еще одному, лучше не ходить – заморочит. И виноват в этом будет сам человек: нечисти домовые толькотолько на мытье расположились – и вот вам здрасьте, чужой заявился. Все ж таки честьвремя соблюдать надо, да и очередь, когда кому идти – помнить. Они же вам не мешали, когда вы мылись.

Кто живет в гараже? Давайте пофантазируем. Почему бы там не жить гаражнику? И теперь, зная такую штуку, не спрашивайте мужа, что он весь прошлый выходной в гараже делал. Чточто, гаражника ублажал: порядок в хозяйстве навел, скопившийся за зиму мусор вывез, рюмочку поднес. Ведь гаражный – мужик серьезный, ему машину холодными ночами стеречь приходится. Здесь пряником не отделаешься.

Ольга Соколова

Понравилась статья? Поделитесь ей