Контакты

Зацвели мистические цветы удумбара – грядет время глобальных перемен. Загадочный цветок: таинственный замиокулькас, приметы и суеверия Легенды и деньги

Замиокулькас - популярное комнатное растение, с успехом применяемое для создания уютного интерьера в зимних садах, холлах и фойе, офисах и приёмных. Если декоративные, т. е. маленькие экземпляры, вырастают до 60 см в высоту, то другие его подвиды вытягиваются до полутора метров и больше. Очень эффектный и красивый куст с благородной тёмно-зелёной расцветкой плотных кожистых листьев притягивает к себе взгляды любителей природных насаждений и цветоводов-профессионалов. А необычного вида цветок, напоминающий то ли полуочищенный банан, то ли кукурузный початок, довершает картину.

Легенды и деньги

В народе два комнатных цветка связывают с финансовым благополучием: толстянку (крассулу) и замиокулькас. Приметы, связанные с первым - - заставляют нас обратить внимание на собственное благополучие вообще. А вот второе в народе называют деревом не просто денежным - долларовым! Почему? Потому что оно влияет на количество этих самых зелёных бумажек, столь приятных нам, в собственном кошельке. Проще говоря, порождает замиокулькас приметы такие. Растёт кустик здоровым, листья не желтеют, стебли не склоняет - значит, и доллары к вам текут полноводным ручейком, притягивает их оно. Но если болеет деревцо, хиреет, пропадает - беда! Ваш долларовый поток тоже начнёт таять. И запасы, имеющиеся дома, потихонечку испарятся. Что делать? Спасать замиокулькас! Приметы, правда, говорят и о том, что если вылечить растение не удаётся, не ждите, пока оно погибнет совсем.

Следует срочно приобрести новое и поставить близ умирающего, чтобы оно передало новому талисману свой положительный настрой и энергетику. Только вот незадача! Его нельзя покупать в магазине - следует только либо украсть, либо получить от кого-то в дар. И ещё одно суеверие, с которым связан замиокулькас. Приметы строго велят: даже за подаренный цветок вы должны откупиться, отдать хоть небольшие деньги. И сами, если даёте отросток кому-то, возьмите за него пару монет - «на развод». Таким образом, делаем вывод: хотите получить постоянный канал долларовый - берегите и лелейте свой зелёный куст. Мечта Буратино, между прочим!

Секрет женского счастья

Третье, причем весьма интересное замиокулькас - «женское счастье». Приметы, связанные с растением, наглядно поясняют, откуда оно взялось. Во-первых, цветёт оно редко, только при очень хорошем уходе. Так ведь и женская доля полна невзгод и трудностей, не так часто балует судьба слабый пол безоблачными днями. И только при соответствующем отношении и внимании со стороны мужа, детей и близких расцветает женщина так, словно природа весной. Во-вторых, если вспомнить знаменитый афоризм о том, что бриллианты являются лучшими друзьями девушек, то вполне логично, что и символ счастья женского - цветок замиокулькас. Приметы и тут не подвели, оправдали! Да кто бы спорил: если в доме достаток, если копейки считать не приходится, почему бы хозяйке дома не быть довольной? Ну и последняя догадка о тайне названия. Бутон растения напоминает и намекает на полноценную личную жизнь дамы. Получается замечательный треугольник: любовь, достаток, деньги. Вы от такого откажетесь?

Вот такой замечательный он, этот

Мандрагора (лат. Mandragora) — род многолетних трав семейства Паслёновые. [...] В природе имеется несколько видов, встречающихся в Средиземноморье, Передней и Средней Азии, в Гималаях.

Наиболее распространены следующие виды мандрагоры:
— мандрагора осенняя (Mandragora autumnalis),
— мандрагора лекарственная (Mandragora officinalis), и т.д.

Мандрагора, причем обычно имеется в виду мандрагора лекарственная (M. officinarum), с древних времен упоминается в магических книгах. Существовало великое множество рецептов с использованием корня мандрагоры, ее боготворили и ее боялись. Упоминается она также и в Библии, причем без негативного оттенка! В художественной литературе мандрагору тоже не обделяют вниманием, а последнее время, благодаря Гарри Поттеру, это растение на слуху даже у тех, кто очень далек от ботаники.

В современном мире мандрагора используется в составе лекарственных средств.

Возможно ли приручить волшебную мандрагору? Этот вопрос занимал меня давно, а особенно заинтересовал после прочтения статьи И.Е Синева о мандрагоре туркменской (КИДСР №2(4) 2000г.).

Осенью 2000 года Иннокентий Евгеньевич поделился со мной вожделенными семенами мандрагоры туркменской (M. turcomanica). Всходов пришлось ждать недолго - семена взошли через 12 дней. Раздав сеянцы другим страждущим и оставив себе только одно растение (по причине нехватки места), я стала наблюдать за развитием моей Мандрагоры. Растение прекрасно развивалось на западном окне до июня , когда развитие приостановилось, и мандрагора начала готовиться к периоду покоя. Период покоя длился до сентября.

В конце лета 2003 года из Англии мной были получены семена другого вида мандрагоры - мандрагоры осенней (Mandragora automnalis). Часть семян была высеяна сразу же, оставшиеся семена, к сожалению, очень быстро потеряли всхожесть (в отличие от семян мандрагоры туркменской). В результате остались единичные экземпляры растений.

Здесь мне придется сделать небольшое ботаническое отступление. Дело в том, что со времен Линнея было описано несколько видов мандрагор. Разные исследователи в разные времена выделяли до 12 видов в роде Mandragora. Последняя ревизия рода (Ungricht, S., Knapp, S. & Press, J.R. 1998. A revision of the genus Mandragora (Solanaceae). Bulletin of The Natural History Museum, Botany 28, 17- 40) свела количество видов к трем: M. officinarum L. (Средиземноморье), M. turcomanica Mizgir. (Туркмения, Иран) и M. caulescens Clarke (Тибет). По новой классификации, старый вид Mandragora automnalis Bertol. (мандрагора осенняя) вошел в качестве подвида или морфы в основной средиземноморский вид - мандрагора лекарственная (M. officinarum L.). Хотя монография Ungricht и др. была опубликована в 1998 году, многие коллекционеры и владельцы питомников до сих пор придерживаются старой классификации (по крайней мере, это касается осенней мандрагоры). Пока оставила старое название и я, тем более, что семена поступили именно под этим названием.

Мандрагора осенняя в эзотерической литературе носит название черной, или женской, мандрагоры. Внешне туркменская и осенняя мандрагоры довольно сильно отличаются формой и фактурой листьев - у туркменской лист более жесткий и гофрированный.

Сравнивать размеры растений не представляется возможным не только из-за их разного возраста, но и, прежде всего, из-за слишком измененного комнатной культивацией внешнего вида. В целом, можно отметить, что мандрагоры комнатно-горшечного выращивания значительно мельче, чем те же виды в естественных условиях . Так, если у себя на родине M. turcomanica достигает 1 м и более в диаметре розетки, то выращенная в московской квартире, она не превышает по этому параметру 35-40 см. Правда, растения в московских коллекциях еще весьма молоды. Интересно, что в комнатных условиях периоды вегетации и покоя у M. turcomanica и M. automnalis абсолютно совпадают, период покоя длится примерно с конца июня до середины сентября.


Условия выращивания мандрагор не слишком сложны, требуется только учесть несколько важных нюансов. К почве мандрагоры не требовательны, им вполне подходит почва, которую используют для многих суккулентов, таких, например, как алоэ или сансевьеры. Конечно, она должна быть хорошо дренирована. Универсального рецепта по составлению почвенных смесей тут не существует, единственное, что можно попытаться попробовать - это максимально приблизить состав субстрата к составу почв на исторической родине растения.

Другое дело контейнер для мандрагоры - это весьма важный момент. Не имеет особого значения пластиковую или керамическую посуду вы выбираете, важны форма и размеры горшка. Он непременно должен быть достаточной для данного растения глубины. Чтобы корень мог свободно развиваться, должно еще оставаться место и для хорошего слоя нижнего дренажа, так как мандрагоры не терпят застоя воды. При этом площадь поверхности горшка не должна быть слишком большой, и это особенно важно - при слишком большом объеме посуды риск загнивания корня, особенно во время, предшествующее периоду покоя, очень велик.

Мандрагора, завершающая период вегетации (об этом можно догадаться, когда центральные молодые листья остановятся в своем развитии, а количество взрослых желтеющих листьев увеличится), начинает потреблять гораздо меньше влаги, и тут чрезмерный полив очень опасен. Лучше всего полностью прекратить полив, так чтобы к моменту, когда все листья растения пожелтеют, земля в горшке полностью просохла.

Я предпочитаю сохранять корень в земле, но не менее успешным является хранение корня и без субстрата, правда при таком способе хранения корень несколько усыхает, но это никак не сказывается на его жизнеспособности.

Пересаживать мандрагору следует после появления на верхушке корня зеленого проростка (примерно середина сентября) и поливать поначалу с большой осторожностью, так как за время периода покоя растение теряет мелкие всасывающие корешки, и необходимо дать время им снова отрасти.

Следует также учитывать, что активная вегетация мандрагоры приходится на осенне-зимний период, когда в средней полосе России солнца почти не бывает, а в комнате и вовсе полумрак.

Без искусственной досветки мандрагоры хоть и растут, но листья образуются нетипичные (на длинных ломких черешках, мелкие и бледные), и уж тем более нельзя ждать цветения.

Цветение мандрагоры в домашних условиях уже не фантастика: в январе-феврале этого года расцвела 5-летняя M. turcomanica в коллекции А. К. Шеремета. Это, насколько мне известно, первый случай цветения мандрагоры в комнатных условиях. Растение ежедневно в течение 12-14 часов освещалось 36 w энергосберегающей лампой на расстоянии 15-20 см. Цветки (в отличие от природных условий) появлялись по одному, сменяя друг друга. Плодов, несмотря на искусственное опыление, не завязалось.

Вообще, по моим наблюдениям, пересаженные мандрагоры лучше как можно дольше, до первых морозов, держать на свежем воздухе, особенно, если осень теплая и сухая. Мандрагора туркменская достаточно холодостойкое растение и без ущерба переносит ночные заморозки до -7°С, мандрагора осенняя более уязвима.

В остальном, культивирование мандрагоры не представляет особых сложностей. Растение это очень интересное и благодарное, довольно редкое в природе, оно представляет несомненный интерес и возможность для пытливых любителей хотя бы чуть-чуть приоткрыть завесу его многочисленных тайн.

Таинственный цветок.

Литературные игры и викторины по сказке «Аленький цветочек»

Сергея Тимофеевича Аксакова.

Род Аксаковых, или Оксаковых, как звали их в старину, был древним и восходил к варягу, поселившемуся в XI веке на Руси со своей дружиной. Были среди Аксаковых бояре, воеводы, генералы. Но самым знаменитым стал Сергей Тимофеевич Аксаков—русский литератор. Сережа Аксаков был очень одаренным мальчиком, в четыре года он уже хорошо читал, а в пять лет декламировал наизусть стихи Александра Петровича Сумарокова и Михаила Матвеевича Хераскова, по-своему пересказывал и даже разыгрывал сказки "Тысячи и одной ночи". Литературой и театром Аксаков увлекался и в студенческие годы, когда учился в казанском университете, и в первые годы службы в Петербурге. Позднее, уже перебравшись в Москву, будучи цензором Московского цензурного комитета и сотрудником журнала "Московский вестник", он стал известным театральным критиком и первым оценил талант м. С. Щепкина и П. С Мочалова. Друзья (а среди них были Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, молодой Л. Н. Толстой) восхищались рассказами Аксакова о русской старине, о семейных преданиях, о красоте земли, которую он, страстный охотник и рыболов, знал, как никто, К вымыслу у автора "душа не лежала", а потому в своих книгах С. Т. Аксаков просто рассказал о том, что лучше всего знал и любил. «Записки об уженье» (1847) и "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии" (1852) покорили читателей и критиков точностью и тонкостью наблюдений жизни природы. Тому, кто хочет узнать, какой была Россия в старые годы, следует прочесть книги С. Т. Аксакова "Семейная хроника" (1856) и "Детские годы Багрова-внука" (1858), служащие продолжением "Семейной хроники".

Знаешь ли ты сказку?

Викторина

1. Како е прозвище получил у ге роев сказки заколдованный принц ? (« Чудо морское, зверь

лесной»)

2. Как звали-величали девицы с в ое го отца? ("Государь ты мой, батюшка родимый!")

3. Каким необычным даром обла- д ало чудище? (Добрым серд- цем, Именно оно-то и угады вало мысли гостьи.)

4. к а к ой национальности были нап авшие на купца разбойни ки ? ("Басурманские, турец- кие да индейские".)

5. Первой ли девушкой, жившей у чудища, стала героиня нашей сказки? Если нет, то которой по счету? (Двенадцатой.)

6. Какой была стена, на которой чудище писало послания ог-ненные? (Белой, мраморной.)

7. В гостях у чудища купец за- снул и увидел сон. Что ему приснилось? (Дочери. Стар-шие веселые и с женихами, а младшая печальная, отца дожидается.)

8. Как само чудище величало се-бя, разговаривая с девушкой? ("Твой верный раб, неизмен-ный друг".)

9. Внимательно читавшие сказку знают, что девушка подарила чудищу подарок. Какой? (Вы-шитое ею полотенце, самое богатое.)

10. Погостив в родительском до-ме, молодая дочь купеческая вернулась назад и нашла упав-шее замертво чудище. Что бы-ло в руках у чудища? (Алень-кий цветочек.)

11. Какими словами вернула к жизни своего суженого мо-лодая дочь купеческая? ("Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люб-лю тебя как жениха же-ланного!")

12. Кто пировал на свадьбе у ку-печеской дочери и принца?

("Отец с сестрами, слуги верные, бояре великие да ка-валеры ратные".)

Требуется найти современ-ное техническое устройство,

аналогичное волшебному пред-мету из сказки. Или наоборот.

Перстень — самолет.

Если кто-то из участников игры предложит свои вариан-ты — прекрасно.

Игра для тех, кто знает ис-торию возникновения сказки.

Обошла весь белый свет,

Родилась у Апулея,

Про "Амура и... (Психею)".

2. Хоть Венера своим гневом

Препятствует большой любви,

Но не может даже небо

Чувства нежные... (убить).

Пусть завистницы — сестрицы

Шепчут гадкие слова,

Но природа не боится

Отстоять свои... (права).

В схватке с грозною Венерой,

Став проворней и сильней,

С мужеством, любовью, верой

Побеждает... (муравей).

3. Другую сказку каждый знает

(лишь стоит книжку вам открыть),

Где красна девица мечтает,

О том, чего нельзя...

(купить).

Не звезды то, не солнышко

С луною светлоокою,

Всего лишь одно... (перышко)

Финиста... (Ясна сокола).

4. Вот разберет по зернышку

Все семена на свете,

И с посохом чугунным

Пройдет по всей планете,

Лесного зверя страшного

Утешит, приголубит, —

Такой бывает девушка,

Когда она... (полюбит).

Внимательно читая сказку, мы найдем очень много высказываний с "не" или "нет". Автор не скупился на них, чтобы мы лучше могли предста-вить себе то, о чем рассказывается.

В этой игре вам нужно угадать слова, сопровождаемые "не" и "нет".

При прочтении предложения мы будем их пропускать, а вам нужно постараться их вспомнить.

1. Все вы знаете, что просят дочери купеческие в подарок. Скажите же, что они все три единодушно не просят.

(Начинают они все трое речь свою такими словами: "Не вози ты мне золотой и серебряной парчи , ни черных соболей сибирских, ни оже-релья ".)

2. "Выходит он под конец на по-ляну широкую, и посередь той поляны широкой стоит дом не дом , чертог не чертог, а дво-рец королевский или цар-ский".

3. "Дивится че-стной купец такому бо-гатству не-сказанному, а вдвое того, что... хозяи-на нет; не только хозя-ина, но и ... прислуги нет.

4. "И вырос, как будто из земли, не зверь , не че-ловек , а ка-кое-то чуди-ще мохна-тое..."

5. Характерис-тика аленько-го цветочка тоже сопро-вождается словом "нет". ("Какого нет краше на белом свете".)

6. Как проехать к дворцу? Как сказано об этом в сказке? (Да где тот дворец — никто не знает , не ведает , и нет к нему дороги ни конному, ни пешему, ни зверю прыскуче-му, ни птице перелетной".)

7. Утешает дочь отца фразой со словом "не". ("Не плачь , не тоскуй , я не испугаюся. ..".)

8 . С какими словами обращается впервые чудище к девушке? ("Не господин я твой, а по- слушный раб".)

9. Успокаивает чудище страхи девушки? Какими словами: ("Не бойся , моя госпожа прекрасная: не будешь ты почивать одна, дожидает-ся тебя твоя девушка сен-ная, верная и любимая; и много в палатах душ чело-веческих, а только ты их не видишь и не слышишь, и все они вместе со мной берегут тебя день и ночь: не дадим мы на тебя ветру подути , не дадим и пылинке сесть ".)

10. Реакция девушки на внешность чудища? ("Не взвидела света молодая дочь купеческая".)

12. Скоро сказка сказывается, да не (скоро дело делается ).

(Командам раздаются карточ-ки. На одних написаны сущест-вительные (из сказки), на дру-гих — эпитеты к ним. Нужно быстро и правильно сложить карточки по смыслу, получив подходящие словосочетания.)

2-е прилагательное + 2-е суще-ствительное и т. п.):

1) золотая и серебряная

2) восточный, цельный, беспо-рочный

3) поднебесная

4) булатнея

5) сибирские

6) самоцветный

7) заморская

8) заветный

9) сахарные

10) заморские

11) медвяные

12) несчетная

13) горький

14) богатое да привольное

15) райские

16) диковинные

Существительные:

I) парча

II) хрусталь

3) красота

4) сабля

5) соболя

6) венец

7) сторона

8) гостинец

9) яства

10) вина

11) питья

12) казна

13) век

14) житье

15) птицы

16) песни

ФАНТАЗЕРЫ

(Игру можно проводить как между командами, так и между двумя учащимися, изъявившими желание.)

Задание: изменить сказочную си-туацию как можно более, учитывая указанные ниже предположения:

1. Если бы у купца была жена и чудище попросило прислать ее.

2. Если бы чудище приказало при-слать всех трех дочерей сразу.

3. Если бы чудище выбрало одну из старших дочерей.

4. Если бы батюшка поехал сам,

не сказав ничего дочерям.

5. Если бы младшая дочь не понрави-лась чудищу.

6. Если бы сестры не переводили часы, а все вместе от-правились жить у чудища.

7. Если бы чудище заставляло бы де-вушку работать с утра до ночи.

8. Если бы девушка сбежала.

9. Если бы младшая дочь отвергла чу-дище.

10. Если бы чудище не умерло от тоски.

11. Если бы чудище обернулось чело-веком, но некраси-вым и горбатым.

12. Если бы, превратившись в чело-века, чудище не женилось на де-вушке, а вернуло ее назад отцу.

13. Если бы, превратившись в че-ловека, чудище осталось без богатств и дворца.

14. Если бы батюшка вообще счел просьбу младшей капризом и отказался ее выполнить (но сказка все равно про аленький цветочек).

15. Если бы младшая дочь успела вернуться вовремя, но опозда-ло само чудище.

16. Если бы чудище было глупым: ведьма лишила бы его не только красоты, но и разума.

Где речь идет о знании текста, приветствуется точность ответов.

В остальных случаях — логика и фантазия.

Ответы оцениваются по пяти-балльной системе. Побеждает ко-манда, набравшая больше очков.

Задания

1. Как отыскать золотой венец? ("А и есть он у одной короле- вишны заморской, а и спря-тан он в кладовой каменной, а и стоит та кладовая в ка-менной горе, глубиной на три сажени, за тремя дверя-ми железными, за тремя зам-ками немецкими".)

2. 2. Рассказать, как найти хрус-тальное зеркало (тувалет). ("А и есть оно у дочери короля персидского, молодой коро- левишны, красоты несказан-ной, неописанной и негадан-ной; и схоронено то зеркало в терему каменном, высо-ком, и стоит он на горе ка-менной, вышина той горы в триста сажень, за семью дверьми железными, за се-мью замками немецкими, и ведут к тому терему ступе-ней три тысячи, и на каж- дой ступени стоит по воину персидскому и день и ночь с саблею наголо булатною, и ключи от тех дверей желез-ных носит королевишна на поясе".)

3. Как узнать среди всех алень-ких цветочков, что это и есть тот самый? ("Краше нет на белом свете".)

4. Какой срок дало чудище отцу семейства для принятия реше-ния? (Три дня и три ночи.)

5. В каком настроении вернулся отец? Какой вывод сделали старшие? (Он был печален, решили, что он разорен.)

6. Чем занималась красна девица в гостях у чудища? (Вышива-ла и отдыхала так: "Слу-жат ей слуги невидимые, по-дают, принимают, на колес-ницах без коней катают, в музыку играют и все ее пове-ления исполняют".)

7. Где впервые услышала девица голос чудища? ("Приходи сего-дня во зеленый сад, сядь во свою беседку любимую, листьями, ветками и цветами заплетен-ную...)"

8. Какие слова молодой купеческой дочери послужили сигна-лом для чудища го-ворить своим насто-ящим голосом? ("Го-вори со мной, мой верный раб!")

9. В какое время чу-дище должно было явиться девушке во всей красе? ("В су-мерки серые, ког-да сядет за лес солнышко крас-ное".)

10. Слова, служившие сигналом к появле-нию чудища. ("По-кажись мне, вер-ный друг!")

11. На какой палец надевался вол-шебный перстень? (На мизи-нец правой руки.)

12. Найти "родственников" сказ-ки. (По сюжету: Миф Луция Апулея (II век до н. э.) "Амур и Психея", Сказки "Финист — Ясный сокол", "Красавица и чудовище".)

13. Какую сказку какого великого русского писателя мы вспоми-наем, когда читаем следующие строки "Аленького цветочка": "Если ты стар человек — будь мне дедушка, если же молод, ты будь мне названый брат, и поколь я жива, — будь мне сер-дечный друг" (Пушкин А. С. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".)

14. Вспомните как можно больше сказочных цветов. (Цветик- семицветик, каменный цве- ток из сказов Бажова, кув- шинка из "Дюймовочки", ро- за из сказок X. К. Андерсена.)

Коллектив делится на "проку-роров" и"адвокатов".

Представьте, что вы находитесь в зале суда и ведете своеобразный процесс против персонажей "Аленького цветочка". Сначала каждой команде можно предло-жить готовые вопросы (см. ниже). А затем поощрять их собственные. Команда "прокуроров" задает во-просы "адвокатам", те отвечают. Затем наоборот. Интересные отве-ты оцениваются так же высоко, как собственные интересные вопросы.

Вопросы команды «Прокуроров» - «Адвокатам»

1. Почему купец, торгуя таким количеством дорогих товаров и получая большие суммы де-нег, не нанял охрану? Почему не обратился к властям и не за-явил о нападении разбойни-ков?

2. Обвиняем купца в спекуляции. Сказано: "...продает он свои товары втридорога, покупает чужие втридешева..." Что ска-жут "адвокаты"?

3. Каким образом, несмотря на то, что он был обворован, ку-пец привез домой все дорогие подарки?

4. Обвиняем купца в черствой неблагодарности к невидимо-му владельцу дворца и в краже аленького цветочка.

5. Желаете ли вы обжаловать

приговор, вынесенный чуди- щем купцу за его преступле- ние?

6. Виновен ли отец, не поехав сан к чудищу, а послав вместо себя дочку?

7. Виновны ли дочери старшие, отказавшись поехать вместо отца?

8. Обвиняем сестер старших в обмане (перевод часов).

9. Обвиняем чудище в том, что "залучал он в свой дворец за-колдованный девиц красных", т. е. лишал их свободы.

1 0. Обвинение чудища в тунеядст-ве — не работает, ничем не за-нимается, лишь девушек раз-влекает.

Тезисы «Адвокатов» - «Прокурорам»

группа учащихся 3 класса

Удивительное творение природы - цветок. Он радует нас своей красотой, разнообразием расцветок и форм. Нет ничего прекраснее, загадочнее и таинственнее цветка. Многие тайны цветов нам еще не известны. В проектной работе учащиеся открывают некоторые из них.Материалы проекта можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках литературного чтения, окружающего мира, трудового обучения и изобразительного искусства учителями школы, учащимися

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение города Кургана

«Средняя общеобразовательная школа №22»

Школьная проектная неделя

«Учение. Вдохновение. Творчество»

Информационный проект

Тайна цветов

Секция: начальная школа

Выполнили: обучающиеся 3 «А» класса

Руководитель проекта:

Козлова О.И., учитель

Начальных классов

2011

Паспорт проектной работы

1.Название проекта : Тайны цветов

2.Руководитель проекта: Козлова Ольга Игоревна, учитель начальных классов

3.Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по предмету: окружающий мир

4. Возраст детей, выполняющих проект : 9 – 10 лет

5.Состав проектной группы : обучающиеся 3 «А» класса

6. Тип проекта: информационный

7. Мероприятие, для которого выполняется проект: школьная проектная неделя

8.Цель проекта : узнать, какие тайны скрывают цветы

9. Задачи проекта:

  • Изготовить с помощью разных материалов цветы и подарить мамам;
  • Составить информационный буклет о тайнах цветов

10. Вопросы проекта

  • Зачем нужны цветы?
  • Какие существуют легенды о цветах?
  • Могут ли цветы разговаривать?
  • В каких литературных произведениях главные герои – цветы?

11. Необходимое оборудование:

1. Компьютер

2. Фотоаппарат

12.Аннотация: Удивительное творение природы - цветок. Он радует нас своей красотой, разнообразием расцветок и форм. Нет ничего прекраснее, загадочнее и таинственнее цветка. Многие тайны цветов нам еще не известны. В проектной работе учащиеся открывают некоторые из них.

Материалы проекта можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках литературного чтения, окружающего мира, трудового обучения и изобразительного искусства учителями школы, учащимися

13. Предполагаемый продукт: создание папки с приложением рисунков, фотографий выполненных учащимися, изготовление открыток к 8 марта и информационного буклета «Тайны цветов»

14.Работа над проектом :

1 этап: организационный – определение темы, проблемы, формулирование цели, постановка поисковых задач, определение источников информации

2 этап : планирование, сбор и обработка информации

3 этап : анализ и отбор материала, художественное оформление работы

4 этап : коллективная защита проекта, выступление на школьной проектной неделе

15. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Сбор и обработка информации – учащиеся класса

Выполнение творческих заданий – все учащиеся класса

Изготовление буклетов:

  • Сыченко Екатерина, Бессалый Глеб
  • Нохрин Никита, Еланцева Виктория
  • Николаев Максим, Панфилова Екатерина
  • Пеледов Сергей и Самохвалова Екатерина
  • Пахомова Ирина и Сычева Валерия

ΙΙ. ТАЙНЫ ЦВЕТОВ.

Удивительное творение природы - цветок. По разнообразию расцветок и форм с цветами в природе ничто не может сравниться. Они радуют нас своей красотой, разнообразием расцветок и форм. Цветы нужны людям и в праздники и в будни. Нет ничего прекраснее цветка, в нем воплощена вся красота земли. И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбах и праздниках. Без красоты цветов беднее становится жизнь. Цветы открывают перед человеком возможность показать прекрасное, открыть тайну рождения семян и плодов. Цветочный мир нашей страны полон красок и ароматов, удивительных и неповторимых форм и видов растений. Цветочные растения встречаются буквально повсюду: в лесах, степях, пустынях и даже… в песках. Но многие даже не догадываются, что большинство растений к нам попали из других стран мира. А какие ещё тайны скрывают цветы? Мы решили ответить на этот вопрос. Тема нашего проекта: «Тайны цветов»

Цель проекта:

Узнать, какие тайны скрывают цветы

Задачи проекта:

  • Изучить литературу по теме проекта;
  • Выяснить, какие легенды связаны с цветами и где родина цветов;
  • Узнать, умеют ли цветы разговаривать;
  • Изготовить с помощью разных материалов цветы и подарить мамам

1. Легенды о цветах

Мы решили провести анкетирование в нашем классе (Приложение 1) В опросе участвовало 23 ученика. Анкетирование показало, что 20 учащихся класса любят цветы, что составляет 87 % учащихся (Приложение 2). Самые любимые цветы в классе – роза, подснежники, анютины глазки, ромашки и другие(Приложение 3).

Из энциклопедий мы узнали, что есть легенды о цветах. Самые интересные - о розе, анютиных глазках, ландыше и подснежнике (Приложение 4) Легенда о розе гласит, что она пользовалась в Древней Индии таким почётом, что даже существовал закон, по которому каждый, принесший царю розу, мог просить у него всё, что он только пожелает.

Даром богов считали розу и древние греки. Титул царицы цветов она получила от знаменитой Сафо. А появление её греческие поэты облекли в целый ряд чудесных сказаний: родилась роза из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда та выходила из моря. Увидев цветок, по красоте своей не уступающий самой богине, очарованные боги обрызгали его нектаром, который и придал ему чудный запах. Однако из-за зависти некоторых богов нектар этот не дал розе бессмертия, и она осталась такой же смертной, как и всё, что рождается на Земле.

Согласно персидской мифологии, раньше все розы были белыми. Но вот соловей влюбился в розу и не смог перенести неразделённой любви. Он бросился грудью на шипы и умер, а роза с тех пор стала алой от его крови.

В легенде об анютиных глазках говорится, что немцы анютины глазки называют "мачехой", объясняя это тем, что нижний самый круглый и красивый лепесток, - это мачеха, а находящиеся выше и не менее красиво окрашенные лепестки – её родные дочери, два верхних беленьких, как будто полинявших с лиловым оттенком – её бедно одетые падчерицы. Есть предание, что анютины глазки – это девушка Анюта, обращённая в цветок за любопытство к чужой жизни и подглядывание.

Легенда о ландыше уверяет, что это не ягодка вовсе, а горючие слёзы, которыми ландыш оплакивает расставание с весной. Весна хоть и полюбила ландыш, но недолго. И ландыш поник от горя, маленькие цветочки его опали, и на их месте вылились огненно-красные слёзы – ягоды.

А по древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал своё сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви!

С маленьким серебристым цветком связаны не только легенды, стихи, сказания, но и многие праздники. В период цветения ландышей проводились народные гулянья.

В Древней Германии на некоторых парнях и девушках были веночки из цветов ландышей. Они собирались на околицах, разжигали костры и танцевали до тех пор, пока цветы не увядали, тогда они бросали их в костёр, принося в жертву богине зари и весны – Остаре.

А во Франции день первого мая называется днём Ландышей, которые символизируют солидарность трудящихся.

Древняя легенда о подснежнике рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть её своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда, потому подснежник и стал символом надежды.

Русские легенды уверяют, что однажды старуха Зима со спутниками Стужей и Ветром решили не пустить на землю Весну. Все цветы испугались и поникли. Но подснежник выпрямил стебелёк и смело расправил лепестки. Солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. С тех пор подснежник считается первой песней весны.

Видя необыкновенную красоту цветов, человеку трудно было когда-то поверить, что все это создала природа без вмешательства божественных сил. Поэтому наиболее красивые растения считали любимцами богов и высаживали их рядом с храмами. Так возникли первые цветники и декоративные сады.

Из книг мы узнали, что цветы стали выращивать не только возле храмов, но и рядом с жилищем, в парках. Например, в Италии каждый дом утопал в зелени. Горожане разводили сады даже на крышах домов. В садах выращивали красивые и полезные растения. Чаще других встречались роза, мак, фиалка. В Помпее выращивали: гладиолус, ирис, многолетнюю астру, которые были перенесены из дикой флоры юга Италии. В садах росли и экзотические растения - олеандр, мальва, алоэ, лотос, родиной которых является Восточная Азия и Египет.

Одним из чудес света называли знаменитые висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Сады, казалось, парили в воздухе над городскими домами и храмами, возвышаясь над зубцами дворцовой крепости.

2. Родина цветов.

Мы решили узнать, где родина цветов? В результате изучения литературы, мы выяснили, что родиной любимых цветов является Северная и Южная Америка, Европа и Азия (Приложение 5)

3. Первые цветы в России

В России цветоводство начало развиваться к середине 17 в. В подмосковном саду царя Алексея Михайловича выращивали тюльпаны, гвоздику, розы. Петр 1 основал ботанические сады Московского и Петербургского университета, в которых были коллекции растений из Центральной Азии дальнего Востока. Большую часть цветов в сад передали знаменитые русские путешественники Н.М.Пржевальский, Г.Н Потанин. Это дальневосточные лилии, сирень, смородина. В 1812г. В Никитском ботаническом саду появились: пальмы, олеандр др. В настоящее время в России нет населенных мест, где не выращивают цветы.

4. Язык цветов.

Нам стало интересно узнать, а умеют ли цветы разговаривать? Из научной литературы мы выяснили, что у цветов есть свой язык общения. Каждый может изучить его для того, чтобы понимать цветы и выражать свои мысли и чувства (Приложение 6) Например, анютины глазки говорят нам: « «Не забывай обо мне», а ирис - « могу кое-что сообщить», тюльпан своей красотой и очарованием признается нам в любви. Язык розы – это красота, любовь, сердце, застенчивость.

5. Одноклассники о любимых цветах.

Для того чтобы, каждый мог описать свой любимый цветок, раскрыть его неповторимую красоту и доказать, что именно этот цветок самый очаровательный, мы решили написать сочинение на тему «Мой любимый цветок». Каждый проявил свое творчество, с помощью художественных средств создал образ любимого цветка и смог убедить нас в своей правоте (Приложение 8)

6. Цветы - герои сказок.

Оказывается, что цветы живут в сказках. Самые известные сказки, в которых цветы – герои - «Каменный цветок» Павла Бажова, «Аленький цветочек» Сергея Аксакова, «Цветик – семицветик» Валентина Катаева, «Дюймовочка» Ганса Христиана Андерсена, «Двенадцать месяцев» Самуила Маршака и др.(Приложение 7)

7. Искусство делать цветы

Чтобы узнать больше о цветах. мы сходили на экскурсию в библиотеку им. А.С.Пушкина по теме «Цветы – чудо природы». Библиотекарь рассказала нам, почему цветы – чудо природы, о происхождении цветов, познакомила нас с легендами о цветах (Приложение 9) Для нас провели мастер - класс «Искусство делать цветы». Мы смогли из бумаги создать коллективную аппликацию (Приложение 10)

На уроке рисования мы нарисовали любимые цветы (Приложение11), а на уроке труда сделали цветы своими руками из разных материалов(Приложение 12)

Для аппликации нам потребовалось:

  • 2- 3 двухслойных салфетки;
  • Картон;
  • Цветная бумага;
  • Клей;
  • Ножницы;
  • Степлер;

Этапы работы:

  • Возьми столовую салфетку, состоящую из трёх слоёв. Раздели все слои.
  • Возьми два тонких слоя и сложи каждый вчетверо.
  • Сложи каждый слой ещё раз вчетверо.
  • Наложи слои друг на друга.
  • Соедини все слои, пробив их степлером.
  • Пробей для прочности ещё раз, расположив скрепки крест-накрест.
  • Вырежи круг.
  • Сделай надрезы глубиной примерно 10 мм через равные промежутки.
  • Сожми его пальцами вокруг центра.
  • Поднимай следующие слои и также сжимай их пальцами.
  • Подними все слои друг за другом. Можно поднимать по 2-3 слоя одновременно.
  • Чтобы сделать листочки для одуванчика, возьми полоски бумаги размером 3,5-4 см на 8-12 см и сложи пополам. Отрежь уголки.
  • Вырезай зубчики по частям. Сначала делай надрез перпендикулярно линии сгиба, затем надрез наискосок.
  • Разверни листок и немного выгни его. Вырежи несколько листочков разного размера и разных оттенков. Приклеивай к основе только нижнюю часть листа.
  • Для стебля сверни трубочку из полоски тонкой бумаги.

Каждый смог сделать такую аппликацию. 8 марта ребята подарили мамам красивые цветы.

Итогом нашей работы стал информационный буклет (Приложение 13 ) . В него вошли такие разделы:

  • Легенды о цветах;
  • Родина цветов;
  • Язык цветов;
  • Цветы – герои сказок;
  • Аппликация из цветов;
  • Из школьных сочинений

III. Заключение.

Проблема, заставившая нас обратиться к данной теме, оказалась интересной и актуальной. Где бы ни жил человек, везде его окружают цветы. Цветы- удивительное творение природы. Нет ничего прекраснее, загадочнее и таинственнее цветка. Многие тайны цветов нам ещё не известны. В проектной работе учащиеся открывают некоторые из них.

Учащиеся познакомились с разнообразием цветов, легенд о цветах, узнали язык цветов, где их родина. Ребята изготовили открытки к 8 марта и информационный буклет «Тайны цветов», подготовили презентацию для учащихся, учителей и родителей.

Проект воспитывает в учащихся любовь к цветам, бережное отношение к красоте природы, которая нуждается в заботе людей. Материалы проекта можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках литературного чтения, окружающего мира, трудового обучения и изобразительного искусства учителями школы, учащимися.

Осуществление проекта способствовало развитию навыков работы с дополнительной литературой, расширению кругозора и знаний об окружающем мире, активному вовлечению родителей в подготовку проекта,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Коевенская Т., Панкратов В. - Цветочная аранжировка. - М.: Агропромиздат, 1988

2.Соколов М. Цветы в культуре Европы // Соколов М. Н. Время и место. Искусство Возрождения как перворубеж виртуального пространства. М., 2002, с. 99-110

3.Пронников В. А. - Икэбана, или вселенная, запечатленная в цветке. - М.: Наука, 1985

4.«Цветы», М. Уолтерс; Пер. с англ.:О. А. Герасиной. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001-256 с.: ил. - (Мини-энциклопедия)

5.Цветы в вашем доме. Составитель Т.А. Храмова. ФГУИПП «Кострома», РИО, 2004

6.Чуб В. Но вот приходят дни цветенья. // Цветоводство, № 1, 2008, с. 18-21

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Анкета

1. Любите ли вы цветы?_________________________________________________

2. Самые любимы цветы_______________________________________________

3. Назовите сказки, в которых цветы – герои произведения

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

№№ п/п

Название цветка

Родина цветка

Анютины глазки

Европа

Ландыши

Европа, Азия, Северная Америка

Роза

Азия

Тюльпаны

Азия

Ромашка

Северная Америка

Астра

Северная Америка

Незабудка

Азия

Василек

Южная Америка

Гвоздика

Азия, Китай

Лилия

Азия

Подснежники

Евразия

Приложение 6

  • Анютины глазки - не забывай обо мне;
  • Астра - красота быстротечна;
  • Гвоздика - целомудрие;
  • Георгин - достоинство и уважение;
  • Жасмин - дружеское расположение;
  • Ирис - могу кое-что сообщить;
  • Хризантема - открытость, приветливость.
  • Ландыш - возвращение счастья;
  • Лилия - застенчивость, скромность;
  • Мимоза - чувствительность;
  • Незабудка - искреннее чувство;
  • Белые розы - означают смирение, молчание, тайну;
  • Желтые розы - ревность
  • Сирень - влюбленность;
  • Тюльпан - признание в любви;
  • Флокс - взаимность, единство.
  • Лотос - обильный урожай, счастье, долгая жизнь, здоровье
  • Магнолия - любовь природы, роскошь
  • Мак - сон, объединение
  • Монстера - стремление
  • Нарцисс - эгоизм
  • Орхидея - красота
  • Пион - богатство и слава
  • Подсолнечник - преклонение
  • Роза - красота, любовь, сердце, застенчивость

Сирень - память молодых дней

Приложение 7

Приложение 8

Отрывки из сочинений

Из всех цветов больше всего мне нравится роза. Это самый нежный и чувственный цветок. Роза – королева цветов…

Найданов Дмитрий

Мой любимый цветок – подснежник. Это первоцвет. Он распускается ранней весной. В лесу ещё кое – где лежит снег, а подснежник уже цветет. Лепестки цветов тянутся к солнцу. Подснежник очень нежный цветок. Он всегда радует мне глаз!...

Харитонов Кирилл

Прекрасный цветок на стройной ножке не зря назвали астрой. Ведь астра в переводе с греческого означает «Звезда»…

Самохвалова Екатерина

Осенние цветы привлекают нас необычной, осенней красотой. Среди них особенно неподражаемые – астры…

Самохвалова Екатерина

У этого цветка есть несколько названий: фиалка трехцветная и Анютины глазки. Мне нравятся эти милые неприхотливые цветочки за их разнообразную окраску…

Пахомова Ирина

Розы очаровывают всех своим ароматом и необыкновенной красотой. В русской литературе роза – символ любви…

Еланцева Виктория

Собрав букет из ромашек, ты понимаешь, что это маленькое солнышко в твоих руках. Ромашка- это мои самые любимые цветы!...

Прокопьев Борис

Про розы сочиняют стихи и песни…

Нохрин Никита

Роза не только радует людей своим ароматом и прелестью, но и у нее много целебных качеств. Из лепестков розы варят варенье, заваривают вкусный чай….

Боченцев Данил

Особенно мне нравятся кусты роз с капельками росы на лепестках. Они передают свежесть летнего утра…. Это благородный цветок. Он передает такие чувства, как любовь и нежность…

Лушников Антон.

Понравилась статья? Поделитесь ей