Контакты

Символ свеча значение. Наставление православному христианину о церковной свече

Свеча - трогательный романтический символ, значение которого во многом зависит от того, что именно освещает ее трепетное пламя. Свеча - источник вдохновения ученого, писателя и поэта, склонившегося над фолиантом или чистым листом бумаги.

Свеча символизирует свет во тьме жизни, озарение, живительную силу Солнца. Как олицетворение небесного огня, свеча играла для славян значительную роль не только в повседневной, но и в обрядовой жизни. Она служила аналогом человеческой жизни, души, пребывающей в теле, потому была обязательным ритуальным атрибутом и одним из наиболее важных оберегов.

Свеча -

Задувание свечей на именинном пироге символизировало жизненное дыхание. У христиан свеча - это божественный свет, сияющий в мире, эмблема Христа, Церкви, благодати, веры, духовная радость, благочестие, освещенное любовью. Церковные свечи играют очень важную роль. Они символически выражают учение Церкви, например, три свечи представляют Троицу, а семь свечей - семь святых даров. Свечи по обе стороны от креста на алтаре означают двойственную природу Христа, человеческую и божественную, пасхальная свеча - воскресшего на Пасху Христа, шесть светильников на алтаре означают постоянный церковный цикл молитв.

ЗАЧЕМ ПОКУПАТЬ И СТАВИТЬ СВЕЧИ В ХРАМЕ

Обычай ставить свечу перед иконой является очень древним. Все знают, что непременно следует это сделать, но о причинах, по которым совершается этот обряд, знает не каждый. Одним из первых божественных повелений Моисею от Господа было устроить светильник с семью лампадами. И после этого нередко службы проводились при свете свечей. Но значение этого гораздо более глубокое, чем просто освещение места, где проводились богослужения, хотя в период гонения на христиан, когда им приходилось проводить свои встречи тайно, свет свечи действительно становился путеводным.

Ставить свечи в храме нужно. Ведь мерцающий огонечек именно ТВОЕЙ свечи, горящей перед ликом Спасителя, – это твое личное богообщение – твоя таинственная жизнь души, обнаженной перед Господом Богом…

Свеча имеет несколько духовных значений: это добровольная жертва Богу и храму Его, свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету и пламень любви его к тому, у чьего лика верующий ставит свечу.

Когда вы покупаете в храме свечку, она становится вашим добровольным подношением, символом вашей веры и любви. Благодаря приобретению свечи мы кладем деньги не в карман батюшке, а отдаем на нужды храма – ремонт, оплату отопления, электричества и прочее. Покупая свечи, мы помогаем существованию храма Божьего на земле. А это уже дело святое.

Церковные светильники

Церковные свечи принято ставить в подсвечники на высокой ножке, которые расставлены по храму у святых икон.

Церковные светильники бывают разные. Подсвечники всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру.

Паникадила (многосвечники, в переводе с греческого), ниспускающиеся в центральную часть храма, множеством своих огней означают собственно Небесную Церковь как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям.

Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак - таков смысл висящих паникадил.

Что означает церковная свеча?

Церковнаям свеча является символом молитвенного горения перед Господом, Его Пречистой Матерью, перед святыми угодниками Божиими, знак добровольной жертвы Богу и Его храму и символ причастности человека к божественному свету.

Литургист XV века, блаженный Симеон, архиепископ Солунский, так объясняет символическое значение свечи: «чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Мягкость и податливость воска показывают нашу готовность к послушанию Богу, а горение свечи - символизирует обожение человека, его превращение в новую тварь и очищение огнем Божественной любви.»

Горящая свеча – это видимый знак, который выражает горячую любовь, благоволение к тому, кому ставится свеча. Это фактически жертва, духовный акт, ваше личное молитвенное соединение с Богом. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва напрасна. Поэтому ставить свечу формально, с холодным сердцем, нельзя. Внешнее действие должно сопровождаться молитвой – хотя бы самой простой, своими словами. Вам же не хочется, чтобы близкий человек что-то ткнул вам в лицо и побежал второпях дальше. Так и перед Богом. Есть у вас десять минут, купите свечу, зажгите ее, поставьте перед иконой и проведите оставшиеся пять минут с Богом, с Пресвятой Богородицей или со святым, которому вы молитесь. Поговорите с Господом, пожалуйтесь, поплачьтесь Ему. Он примет любую молитву, главное, чтоб она была искренней, от чистого сердца.

Что символизирует поставленная перед иконой свеча?

Свет в православном храме - это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.

Огонь свечи символизирует вечность, молитвенное обращение к Богу, к Божией Матери, к святым. Огонь всегда устремляется вверх, как бы ни наклоняли свечу, так и человек при любых жизненных обстоятельствах все свои мысли и чувства должен обращать к Богу.

По каким случаям ставяться свечи в храме?

Свечи ставят за здравие и за упокой. «За упокой» обычно ставятся в церкви на специальный поминальный стол - канун – перед которым или на котором ставится Распятие. Это единственное место в храме, где ставятся свечечки за упокой.

Желательно, если вы ставите свечку за усопших, говорить про себя молитву«Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное».

Можно поставить одну свечу за всех, кого поминаете, а можно за каждого отдельно.

Усопшие, за которых вы молитесь, должны быть крещены, отпеты по канонам Церкви и, соответственно, не самоубийцы или другие люди, за которых в храме нельзя молиться (сатанисты, активные еретики, богоборцы и т. д.). Если же человек был православным, хоть и маловерующим, за такого можно и нужно молиться. Это правило, помимо, естественно, самоубийц, распространяется и на живых.

Свечки «за здравие» возжигаются в любом месте храма, кроме канунника и ставятся по различным поводам: в благодарность за что-либо, в помощь при трудном решении, перед серьезной поездкой, рискованным делом и так далее.

Молясь о себе или о здравии и благополучии своих близких, после возжигания свечи мы обязательно должны призвать имя того святого или святой, перед иконами которых мы поставим свечи.
Например: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» или «Преподобне отче Сергие, моли Бога о мне и о рабах Божиих (имярек)»

Нельзя ставить свечу об отпущении грехов. Свеча – это символ, сама по себе она не освобождает от грехов . Грехи отпускаются только на Исповеди после искреннего, подробного исповедания всех их в присутствии священника и прочтения им разрешительной молитвы.

Как правильно ставить свечи в храме?

В идеале желательно приходить в храм заранее – перед богослужением, чтобы успеть купить свечи, поставить их, подать записочки в алтарь, а потом уже спокойно стоять на службе, молитвенно углубившись в нее, не отвлекая ни себя, ни других. Нехорошо нарушать благочиние в храме, передавая свечи во время богослужения или протискиваться к подсвечнику, отвлекая молящихся. Опоздавшие на богослужение должны ставить свечи после его окончания.

Подойдя к подсвечнику, следует два раза перекреститься и поклониться святыне (обычно поясным поклоном). Свечи зажигают одну от другой , горящей, и ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять прямо, не падая. Не следует пользоваться в храме спичками и зажигалками , если в подсвечниках уже стоят горящие свечи. Не следует зажигать свечу от лампады , чтобы не накапать воск в масло или случайно не загасить лампаду.

Если свечу уже некуда ставить, можно положить её на подсвечник. Неправильно делают те, кто ставит свечи по две в одну ячейку или снимает чужую свечу, чтобы поставить свою.

Чтобы отрешиться от земного, посмотрите некоторое время на трепетный огонёк свечи, успокойтесь, забудьте о мирском и прочтите молитву мысленно или шёпотом . Главное - молитва. Прочитанная от души, она дойдёт ко Господу и будет принята Им должным образом.

Прежде чем не спеша отойти, осените себя крестным знамением с поклоном.

Может случиться так: только что зажжённую вами свечу по какой-то необходимости погасил церковный служитель. Не возмущайтесь не только словом, но и духом. Ваша жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.

В храме надо соблюдать установленный порядок, а не поступать, как захочется.

Кому и сколько свечей надо ставить?

Нередко возникает вопрос: каким иконам и каким святым ставить свечи? Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка – добровольная жертва Богу. В первую очередь хорошо поставить свечу к «празднику» (центральному аналою) или чтимой храмовой иконе, затем – к мощам святого (если они имеются в храме), а уже потом – о здравии (к любой иконе) или о упокоении (на канун – квадратный или прямоугольный столик с Распятием). Часто ставят свечи своим святым покровителям.

О здравии свечи обычно ставят Спасителю, Божией Матери, святым, которым Господь даровал благодать исцелять болезни. Также о здравии больных часто молятся и ставят свечи перед иконой великомученика и целителя Пантелеимона.

Если нужной иконы в храме нет, то можно поставить свечу перед любым образом Господа, Пресвятой Богородицы или перед иконой Всех святых и совершить молитву. Можно молиться своими словами, лишь бы они были искренними.

Кто хочет что-либо получить от Господа или от святых, тот должен не только молиться им, но и строить свою жизнь по заповедям . Через Евангелие Бог обращается ко всем с просьбой, чтобы были добрыми, любвеобильными, смиренными и т.д., но люди зачастую и слушать не хотят об этом, а сами просят Его, чтобы Он помогал им в делах.

Чтобы молитвы были успешными, молиться надо идущими от сердца словами, с верой и надеждой на помощь Божию. И следует помнить, что не все, что человек просит у Господа, полезно для него. Господь не машина, выполняющая все желания, стоит лишь нажать нужную кнопку, что все, посылаемое Им, направлено к пользе и спасению души, хотя порой людям и кажется это несправедливым.

Помните: свеча, зажженная вами в храме, – это ваше личное богослужение.

Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

(22 голоса : 4.6 из 5 )

По благословению Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II

Как возник обычай возжигать свечи и лампады

Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера. Но не в греческих церквях возник этот обычай.

Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами – одно из первых, данных Моисею Господом ().

В ветхозаветной скинии Моисеевой светильники составляли необходимую принадлежность Священнослужения и зажигались вечером пред Господом (). В храме Иерусалимском одновременно с ежедневной утренней жертвой, совершаемой во дворе храма, в святилище первосвященник безмолвно, благоговейно совершал приготовление светильников для вечернего возжигания, а вечером, после вечерней жертвы – возжигал светильники на всю ночь.

Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. «Ты, Господи, светильник мой», – восклицает царь Давид (). «Слово Твое – светильник ноге моей», – говорит он в другом месте ().

Из храма в дома ветхозаветных верующих перешло употребление светильников при субботних и других праздничных вечерях, особенно же на Пасху. Так как Господь Иисус Христос «в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот и спасение», тоже совершил Пасху, то можно предполагать, что и в горнице Сионской, которая представляет собой первообраз православных храмов, при первом совершении Святейшей Евхаристии, также горели светильники.

Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Об этом прямо сказано в книге Деяний святых апостолов: «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников « ().

В первые века христианства при богослужении всегда возжигали свечи

С одной стороны, в этом была и необходимость: христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения чаще всего совершали по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но по другой, – и главной причине, освещение имело духовное значение. «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, – говорил учитель Церкви , – но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме «.

В конце второго века в Иерусалимской Церкви Бог сотворил чудо: когда на Пасху в храме не оказалось елея для лампад, то епископ Наркис велел налить в лампады колодезную воду – и они горели всю Пасху, как будто были заправлены самым лучшим маслом. Когда на Христову прекратились гонения. и настал мир, обычай возжигать светильники и свечи остался.

Ни одно богослужение, ни одно священное действие не совершалось, как и теперь не совершается, без светильников.

В ветхозаветные времена пред книгой закона Моисеева горела неугасимая лампада, знаменуя, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни. А так как в новозаветные времена Закон Божий содержится в Евангелии, то в Иерусалимской Церкви приняли за правило перед выносом Евангелия нести горящую свечу, а во время чтения Евангелия зажигать все свечи, знаменуя, что свет Евангельский просвещает всякого человека.

Этот обычай перешел и к другим поместным Церквям. Впоследствии стали ставить свечи и зажигать лампады не только перед Евангелием, но и перед другими священными предметами, перед гробами мучеников, перед иконами святых, в ознаменование своего благоволения к святыне. Иероним в послании против Вигилянция свидетельствует: «во всех Церквах Востока, Когда чтется Евангелие, возжигаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости, дабы под образом чувственного света показать свет оный… Иные же сие творят в честь мучеников «.

«Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники «, – говорит святой Софроний, Патриарх Иерусалимский (VII век). Святые отцы VII Вселенского Собора определяют, что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечей. Блаженный (XV век) пишет, что «возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их в мире… «

Символическое значение свечей, подсвечников, лампад и света в храме

Свет в православном храме – это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.

Древние византийско-русские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак, сумрак в храме даже в самый яркий день. Но это не тьма, не полное отсутствие света. Это означает земную человеческую жизнь, погруженную в сумрак греха и неведения, в котором, однако, светит свет веры, свет Божий: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (). Сумрак в храме является образом того мысленного духовного сумрака, покрова, которым вообще окружены тайны Божий. Небольшие узкие окна древних храмов, символизирующие источники света Божественного, создавали поэтому в храмах такую обстановку, которая в точности соответствовала приведенным словам Евангелия и правильно отображала природу вещей в духовной области жизни.

Внешний свет допускался внутрь храма лишь как образ света невещественного, и в очень ограниченном количестве. Светом в собственном смысле для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божием. Этим определяется и характер внутреннего освещения храма. Оно никогда не назначалось для того, чтобы было светло. Светильники храма всегда имели духовно-символическое значение. Они возжигаются и днем, во время дневных служб, когда света из* окон достаточно для общего освещения. В уставных случаях церковные светильники во время вечерних и ночных богослужений могут возжигаться в очень небольшом количестве, а при чтении шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить все свечи, кроме свечи в середине храма, где стоит чтец, пред иконами Христа, Богоматери и храма в иконостасе. Сумрак в храме становится очень густым. Но полного мрака не бывает никогда: «Свет во тьме светит». Зато при праздничных и воскресных богослужениях по чину возжигаются все светильники, в том числе и верхние – паникадило и поликандила, создавая образ того полного света Божия, который воссияет верным в Царстве Небесном и содержится уже в духовном значении празднуемого события. Символический характер света в церкви свидетельствуется также устройством и составом горящих свечей и лампад. Воск и елей в древности были приношениями верующих ко храму в качестве добровольных жертв. Литургист XV века, блаженный Симеон, архиепископ Солунский, объясняя символическое значение воска, говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу подобно мягкости и податливости воска. Как выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев воск символически означает приношение Богу как бы от лица всего творения, так горение восковой свечи, как превращение воска в огонь, означает обожение, превращение земного человека в новую тварь действием огня и теплоты Божественной любви и благодати.

Елей, как и воск, означает тоже чистоту и искренность человека в его поклонении Богу. Но елей имеет и свои особенные значения. Елей – это масло плодов оливковых деревьев, маслин. Еще в Ветхом Завете Господь повелел Моисею, чтобы в жертву Богу был приносим чистый без осадка елей (). Свидетельствуя чистоту человеческих отношений к Богу, елей является знамением милости Божией к людям: он смягчает раны, оказывает целебное действие, одобряет пищу.

Большое богослужебное и таинственное значение имеют Лампады и свечи. Они горят в алтаре за престолом в особом светильнике (семисвечник), лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре.

В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых икон возжигается по нескольку лампад; кроме того, ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам свечи. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе – за литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди. Самого Христа, как Света от Света, Света истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ словами «Свет Христов просвещает всех». Особое духовное значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях. Во время каждения храма в уставных случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с особой диаконской свечой, которая знаменует свет апостольской проповеди, предшествующей принятию веры во Христа среди народов, то есть как бы предшествующей Христу, грядущему к людям. Зажженные свечи в руках священников находятся в предусмотренных Уставом случаях богослужения. Особым светильником с тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами. В центральной части храма из купола книзу ниспускается большой светильник с множеством огней, возжигаемых в положенных случаях, – паникадило или паникандило. Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликандилами. Поликандила имеют от семи до двенадцати светильников, паникадила – более двенадцати.

Церковные светильники бывают разные. Подсвечники всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру. Паникадило (многосвечники, в переводе с греческого), ниспускающееся сверху в центральную часть храма, иполикандила, находящиеся в боковых приделах, множеством своих огней означают собственно Небесную как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных светом веры, горящих огнем любви к Богу, пребывающих неразлучно вкупе в свете Царства Небесного. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак – таков смысл висящих паникадил и поликандил.

На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висят одна или несколько лампад, стоят подсвечники с горящими свечами. «Светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества – престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники горящие и светящиеся всему миру своею верою и добродетелями… « (св. прав. ).

«Свечи пред иконами Спасителя означают, что Он Свет истинный, просвещающий всякого человека грядущаго в мир (), и вместе Огнь поядающий или оживотворяющий души, телеса наши; свечи пред иконами Божией Матери означают, что Она Матерь неприступного Света, и вместе пламенную любовь к роду человеческому; что Она в чреве носила огнь Божества и неопалима и вечно носит в Себе вселившийся в Нее огнь Божества; свечи пред иконами святых означают пламенную любовь святых к Богу, ради Которого они пожертвовали всем, что бывает дорого для человека в жизни… означают, что они светильники, нам горящие и светящие своею жизнью, своими добродетелями и наши горячие молитвенники пред Богом, день и ночь о нас молящиеся; горящие свечи означают и наше горячее усердие к ним и жертву сердечную… «

Лампада, висящая перед иконой, символизирует древний огненный столб, который в нощи вывел Израиль.

Свечи, горящие на подсвечнике, поставленные вокруг лампады, напоминают молящемуся о купине, о терновом кусте, который горел, но не сгорал, и в котором Бог явился Моисею. Горящая, но не сгорающая купина особенно прообразовала Матерь Божию.

Свечи, поставленные правильными кругами, обозначают колесницу, восхитившую Илию, а сами круги изображают как бы колеса этой колесницы.

«Огонь горящих… свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного – Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. – Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного» (св. прав. ).

Правило возжигания свечей в храме

Возжигание свечей в храме – это особое действо, тесно связанное с песнопением и священнодействиями служб.

В богослужения будничные, когда почти во всех молитвах выражается одно: покаяние, сокрушение и скорбь о грехах, и освещение бывает самое малое: кое-где теплится одинокая свечка или лампада. В дни праздничные, – как например в воскресные дни, когда воспоминается победа Христа Спасителя над смертью и диаволом, или, например, когда прославляются особенно угодившие Богу люди, – церковь выражает свое торжество большим светом. Тут уже возжигаются поликандила , или как у нас говорят паникадила , что, с греческого языка, значит многосвещники. В величайший из христианских праздников – в светлое Христово Воскресение не только освещается вся церковь, но и все православные стоят с зажженными свечами.

Итак, чем радостнее и торжественнее совершается в Храме Богослужение, тем больше бывает света. Церковный Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать свечей более, и при менее торжественных, или же печальных, постных – менее. Поэтому на повечерии, полунощнице, часах горит меньше светильников, чем на вечерне, утрене, литургии.

Во время чтения шестопсалмия свечи в храме гасятся. Это делается для того, чтобы псалмы, выражающие сознание своего греховного состояния, изображающие множество врагов, ищущих погубить душу и тело, слушались со вниманием и страхом, и, как писали святые Отцы, чтобы каждый, стоя в темноте, мог вздохнуть и прослезиться.

Темнота во время чтения шестопсалмия особенно способствует сосредоточенности и обращению внутрь своей души.

В середине шестопсалмия священник, как бы принимая на себя звание Ходатая и Искупителя всего рода человеческого, выходит на амвон и пред царскими дверьми, как пред затворенным раем, приносит Богу молитву о всех людях, читая тайно молитвы светильничные. Одно из объяснений светильничных молитв указывает, что они называются так потому, что содержат благодарение Богу за ночной свет, даруемый нам в свечах, и моление, чтобы Господь, под видом вещественного света, наставил нас и научил нас ходить в истине. О таком благодарении и молении пишет : «Отцам нашим заблагорассудилось не с молчанием принимать благодать вечернего света, но благодарить, как только он явится «. В пророческом стихе «Бог Господь и явися нам» прославляются два пришествия Христова: первое как бы утреннее, бывшее во плоти и в нищете, и второе во славе, которое произойдет как бы ночью, в конце мира.

Во время провозглашения мирной ектении зажигаются все свечи в храме, знаменуя, что их осияла слава Господня. На литургии, как на самом торжественном Богослужении, во все дни года (то есть будничные и праздничные), зажигается более свечей, чем на других службах. Первую свечу возжигают на том месте, где начинается Богослужение – на жертвеннике. Затем возжигают свечи на престоле. «Горящие свечи на престоле изображают несозданный троический Свет, ибо Господь живет в свете неприступном (), и огнь Божества, попаляющий нечестие и грехи наши» (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Эти свечи возжигает диакон или сам священник. После этого горящие свечи устанавливаются пред иконами Спасителя, Божией Матери, храмовой и святых.

При начале же чтения св. Евангелия, свечи, как и в древние времена, возжигаются во всем храме, в изображение того, что свет Христов просвещает всю землю.

Возжигание свечей в храме – это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя и нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу, или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.

Если хотите поставить свечку – приходите до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты Богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих.

Если кто опоздал на службу – пусть дождется окончания Богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.

Свечи и лампады возжигают не только в Храме, но и в домах благочестивых христиан. Преподобный Серафим, великий ходатай пред Богом за живых и усопших, так пояснил великое значение свеч и лампад: «Я имею… много особ, усердствующих ко мне и благотворящих мельничным сиротам моим. Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться за них. Вот, когда я читаю правило свое, той поминаю их сначала единожды. А так как, по множеству имен, я не смогу повторять их на каждом месте правила, где следует, тогда и времени мне не достало бы на совершение моего правила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать их, говорю: «Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз убогий, сии свещи и кандила (то есть лампады) «. А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или так, простое мое усердие, ни на чем Божественном не основанное, то приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшему к нему: «Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы во дни и в ноши: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть». Так вот… почему святая Церковь Божия прияла в обычай возжигать в святых храмах и в домах верных христиан кандилы, или лампады, пред святыми иконами Господа, Божией Матери, святых ангелов и святых человек. Богу благоугодивших «.

Как мы видим, церковная свеча – священное достояние православия. Она символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью.

Свеча напоминает нам о нашем крещении. Три свечи ставятся на самой) купели, в знамении Св. Троицы, во имя которой бывает крещение. Наши восприемники, произнеся за нас обеты отречения от сатаны и сочетания со Христом, со свечами в руках стояли у этой купели. Свечи, которые они держали в руках, показывали веру в то, что это таинство дает душе крещаемого просвещение, что крещаемый идет от тьмы к свету и становится сыном света, почему и само крещение называется просвещением.

Свеча напоминает нам о нашем бракосочетании. Свечи даются обручающимся и венчающимся. Взожженные свечи в руках сочетающихся браком свидетельствуют о чистоте их жизни. Посредством свечей, зажигаемых новобрачными, как бы сияет чистота брака. Со свечами происходит и таинство соборования. Около лампады или другого сосуда с вином и елеем зажигают семь свечей во образ семи даров Святаго Духа, а все предстоящие держат в руках зажженные свечи в знак своей пламенной молитвы.

Со свечами происходит обряд погребения, и свеча напоминает нам, что и мы будем лежать в гробу, окруженные четырьмя подсвечниками с горящими свечами, символизирующими крест, а наши родные и близкие будут во время панихиды держать в руках горящие свечи, изображая Божественный свет, и которым был просвещен христианин в крещении.

Один вид церковной свечи может вызвать в душе православного человека глубочайшие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о скорби и радости. Много, много говорит церковная свеча и чувству, и уму верующего.

Духовное значение церковной свечи – нашей жертвы Богу

Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремление к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.

Горящая свеча – это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь благоволения к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна.

К несчастью, это происходит нередко, слишком нередко. Многие, кто ставят свечи «о здравии «, «об упокоении «, об успехе какого-либо дела, не только не любят тех, кому ставят эти свечи, но даже не знают, кому ставят эти свечи.

Принято ставить свечи своему Ангелу, то есть святому, имя которого носят А многие ли знают житие своего святого? А не зная, можно ли его любить?

Некоторые из нас вспоминают о Боге, о Богоматери, о святых лишь зайдя в церковь, и то на несколько минут, и думают, что достаточно поставить перед иконой свечу, и молитва наша исполнится – как будто Богу, Богородице и святым нужны свечи!

Часто живя как неверующие, как язычники, или еще хуже, не зная Закона Божия, мы думаем, что, поставив свечу, выполнили свой долг, сделались чистыми и праведными – точно свеча может умолить и умилостивить за нас Бога!

Бывает и хуже. Некоторые не только не считают грехом обмануть, притеснить, ограбить другого, но еще и радуются, когда это удается сделать. И затем думают, что если в праздник расставили свечи в церкви или засветили лампаду дома перед иконой, то Бог не взыщет с них за ложь, за обман, за обиду людям.

Как страшно заблуждаются эти люди! Без любви к Богу, без любви к ближнему, как самому себе, без исполнения Заповедей Господних – не нужны наши свечи. Никто не требует их от нас. Бог требует, чтобы мы любили Его всем сердцем, чтили всей душой, неуклонно исполняли Его святые заповеди и всей жизнью прославляли Его. Его святым угодникам – угодно, чтобы мы подражатели им были, как и они были подражателями Христу , чтобы мы подобно им были и со всем старанием, со всей заботливостью следовали тем, которые живут по образу угодивших Богу, и не следовали врагам креста Христова, им же кончина погибель, им же Бог чрево, и слава в студе их, еже земная мудрствуют . Если мы живем так, если в душе нашей свет Божий, в сердце – огонь любви к Нему и к угодившим Ему и ревность подражать им, – в таком случае будем ставить свечи и зажигать лампады перед образами их: то и другое, как видимое выражение нашего внутреннего света и огня, будет угодно им.

А если в нашей душе тьма беспроглядная; если наша жизнь – грех и беззаконие, что ж тут наши свечки и лампадки? Ровно ничего! Да еще и хорошо было бы, если бы только – ничего. Нет, они оскорбляют Господа Бога и святых Его и возбуждают не любовь и милость, а гнев и наказание. Ведь представь себе: кто обманом и беззаконием награбил миллионы рублей и думает потом, что десятком свечей он не только закроет все свои беззаконные дела, но еще и милость заслужит от Бога, – что он хочет и надеется сделать? Обмануть Господа Бога, подкупить Его святое правосудие? Да, страшно подумать и сказать, но это так. Иначе, зачем в руках его свечки? Свидетельство ли они того, что он любит Бога? Если бы он любил Бога, так и жил бы по-Божьему; а не живет по Божьим заповедям, значит не любит и не знает Его. Что ж тут свечи? Ложь и обман,- как ложь и обман все его слова; как ложь и обман все его клятвы; как ложь и обман все его действия. Но слова, клятвы и действия относятся к людям; а свечи предлагаются Богу и Его угодникам… И вот чем думают угодить Господу Богу, Который видит каждое наше дело, каждое слово и каждую мысль! И странно, до чего может человек ослепить себя. Какой честный человек примет что-нибудь от вора и грабителя? Не только не примет, но еще сочтет оскорблением, если такой осмелится явиться к нему с чем-либо. А тут из добытого обманом и всяческими неправдами, что тоже воровство и. тот же грабеж, ставят свечи. За кого же они считают Бога? Иль они в самом деле думают, что Богу угодно и приятно то, что оскорбило бы всякого честного человека? Погибельное заблуждение! Тем больше погибельное, что они совершенно успокаиваются на своих свечах и убеждены, что поставив свечи, могут и далее бесстрашно и безнаказанно продолжать делать беззаконие.

Нет, не так. Послушайте, что Господь говорил еще евреям, которые, точно также, провождая нечестивую и беззаконную жизнь, думали, что если приносят какие-нибудь жертвы Богу, то уж за них и чисты перед ним и угодны Ему.

«К чему мне множество жертв ваших? Вы приходите являться пред лице Мое; но кто требует этого от рук ваших, чтобы вы топтали двор мой. Впредь не носите мне пустых даров. Курение ваше отвратительно для Меня. Новомесячия ваши, посты и праздничные собрания ненавидит душа Моя. Они мне бремя, и не стерплю больше беззаконий ваших. Когда прострете ко Мне руки ваши, – Я отвращу от вас очи Мои. И сколько бы ни молились, – не послушаю вас». Вот приговор Самого Господа Бога над всеми жертвами, которые приносятся Ему, – значит над свечами, – когда приносящие их не заботятся о важнейшем – об угождении Ему своею жизнью! Если бы и теперь явился пророк Божий среди нас, то как многим-многим он сказал бы от имени Господа Бога: свечи ваши – мерзость Ми есть; постов и праздников ваших ненавидит душа моя. И кто требовал этого от вас? Измыйтеся прежде от нечестий ваших; отьимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших, научитеся добре творити, взыщите суда (будьте справедливы и честны) и уже потом являйтесь сюда со своими свечами. Иначе, егда прострете руки ваша ко Мне, – отвращу очи Мои от вас; аще умножите моление, – не услышу вас.

Сердце чистое – вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым поставь перед образом свечку, засвети лампадку дома,- они будут угодны Ему и святым Его. И будь твоя свечка наименьшая из всех свечей в церкви, она будет угоднее Ему толстых свечей тех, о которых сказано выше. Но, повторяем, свечи и лампады, сами по себе, без веры и усердия нашего, ничего не значат; никогда не забывайте этого. Не возлагайте на них никаких надежд: они не спасут вас, если сами не заботитесь и не стараетесь об этом; они не принесут милостей от Бога, если вы не любите Его всей душой. Не забывайте также, что все ваши молитвы, все ваши жертвы Господу Богу будут отвергнуты Им, если вы в своем сердце имеете зло против кого-нибудь или находитесь во вражде с ближними. Вот что сказал Спаситель наш: если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде помирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой . Так и должно быть. Вы приходите в церковь засвидетельствовать Господу Богу свою любовь, свое благоговение; но: можно ли истинно любить Господа Бога, не любя своих близких? Нет. Аще кто речет яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, – ложь есть; ибо любяй, брата своего, его же виде, Бога, Его же не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего.

По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, – то напрасна и жертва твоя Богу «. И последнее. Свечи надо приобретать только в том Храме, куда вы пришли молиться. Приносить с собой свечи, купленные пусть даже в благочестивом месте, но за стенами Храма, и ставить эти свечи перед иконами – нельзя.

На вопрос Что символизирует свеча? заданный автором Madeleine лучший ответ это Символ свечи означает свет во тьме жизни, озарение, живительную силу Огня, Солнца, преображение в горниле праведной жизни. Мягкость и податливость воска выражает готовность человека к послушанию, его смирение, а непродолжительное горение - неверную жизнь, которую легко погасить, ее мимолетность.
Источник: Марина
Мудрец
(13559)
На мой взгляд - ответ не содержит "воды" - а четко отвечает на вопрос. И Вы не знаете, с чем я знакома, а с чем нет, так что пожалуйста - не надо..
Насчет "живого и мертвого" огня - отвечать не буду, поскальку ответ у вас уже есть, и он 100% не совпадет с моим.. Засим - дальнейшая дискуссия мне неинтересна...

Ответ от Пользователь удален [гуру]
Очищение души...


Ответ от Пользователь удален [гуру]
жизнь....


Ответ от Astros [гуру]

* * *
Моя свеча - зияющая рана,
Стекает кровью по моей судьбе,
И не укрыть любви мне и обмана,
И не найти дороги мне к тебе...
И не сорвать гнетущие покровы,
И не извлечь из сердца острый нож...
Свеча моя!...Испепели оковы!...
Но лишь безумия, прошу, не уничтожь...
24,12,98


Ответ от *SPACE* [гуру]
Трепетность мира, боль души в этом мире,
свет души, который так легко потушить,
всплеск эмоций, радость и мир в душе,
святость души, тайну души, успокоение души и многое другое, но тонкое и светлое....


Ответ от х [гуру]
символ горячей нашей молитвы


Ответ от Ёнежная кошка™ [гуру]
В христианстве свечи используются для выражения поклонения Богу, как символ божественного света.
Появление свечи как одного из важнейших атрибутов христианских священнодействий изначально связано с тем, что в период зарождения христианства верующие были вынуждены скрываться от римских властей в тёмных катакомбах. Поэтому верующие приносили с собой свечи, чтобы использовать их как источник освещения. Позднее состоялось и наполнение свечи новыми, религиозными значениями: сердца верующих пламенеют любовью к Богу, Бог разгоняет тьму и т. д.
Наиболее популярный христианский обряд - возжигание свечи перед иконой святого. Обряд состоит в том, что верующий возжигает свечу в церкви рядом с иконой одного из святых и укрепляет её в специальном множественном подсвечнике. Такое возжигание есть символ особой веры и любви к данному святому. Чаще всего свечу ставят, молясь за кого-либо из живущих людей или за упокой души кого-либо из умерших близких. Поскольку возжигание свечей - очень популярный обряд и возжигание совершают не только верующие люди, но и те, кто считают себя неверующими, то церкви предоставляют свечи на платной основе. Это вызывает критику церкви, поскольку денежные вопросы считаются несопоставимыми с вопросами веры (Иисус изгнал торговцев из храма) .
В христианских обрядах используются только свечи из воска, предварительно освящённые.
СВЕЧА - "символ связи с Богом, космосом, иными мирами; определяет точку встречи посюстороннего с потусторонним" - так характеризуют образ свечи в энциклопедиях и справочниках, посвященных проблемам символики. И это совершенно бесспорный подход. Стоит, однако, добавить, что свечу порой сравнивают с человеком: задуть свечу - прервать течение жизни, бытия. Недаром говорят, что жизнь угасла, как свеча.
Свеча, кроме того, сравнивается с источником тепла, ассоциируется с человеческой душой - быстро возгоревшей и призванной к жизни, но так же быстро и окончившей свои дни. Отсюда и свечи на тортах - во славу жизни во время празднования дня рождения и у гроба умершего - за упокой.
В православии свеча - жертва, символ молитвы, с которой молящийся обращается к Богу. Свеча может снять порчу, наговор, излечить от бессонницы, головных болей. Особые свойства приписывались пасхальным свечам (оберегали молящихся) , венчальным свечам (при трудных родах или во время смертельной агонии) , богоявленским свечам (во время грозы и иных природных катаклизмов) .
Образ свечи присутствует практически во всех древнейших преданиях, сказаниях, былинах и мифах. Зачастую им приписывают и сверхъестественные свойства, например, уничтожение силы колдунов, ведьм и прочей нечистой силы.
Свеча служит предметом воспевания в творчестве многих художников. Образ свечи, таким образом, приобретает черты уже философского аспекта жизни.


Ответ от A-stra [гуру]
Духовный символ свечи у католиков, используемый в погребальных обрядах, означает освещение непроглядной темной стороны смерти, олицетворяет свет мира предстоящего, куда человек вступает после физической смерти.
У христиан свеча - это выражение Божественного Света, сияющего в мире, свидетельство Веры, причастности человека к Божественному Свету. Свеча символизирует Христа, как воплощенного на земле Света, Любви к Миру. В Православной Церкви две свечи по обе стороны алтаря выражают двойственную природу Христа - человеческую и божественную, а три свечи означают Святую Троицу.
В праздник Сретения Господня, в православных церквях освящаются свечи. Традиция эта происходит от древнего обычая устраивать в день Сретения шествие, наподобие крестного хода, по городу с зажженными светильниками. В молитвах на освящение свеч в Сретение возносится Богу просьба о том, чтобы, как зажженные свечи своим светом разгоняют ночной мрак, так и души верующих, просвещенные Духом Святым, избегали греховной тьмы ("слепоты").
Горящая свеча в христианском храме означает также, что в служении Господу и людям нужно гореть без остатка - именно так сгорают восковые свечи.
Пасхальная Свеча - в Христианстве горит сорок дней с Пасхи до Вознесения и символизирует присутствие Христа с учениками в течение сорока дней после Воскресения. На Вознесение свечу гасят, что символизирует уход Христа с Земли. Такая свеча отображает свет Христа, Сына Бога, восставшего из мертвых и новую, праведную жизнь. Это и Огненный столп, который в течение сорока лет освещал путь народу Израиля.
В Каббале три свечи означают мудрость, силу и красоту.
Мозаичный семирожковый подсвечник евреев - менора - отражает, по их мнению, замысел Творца - верующие будут восхищаться его величием и великолепием. "При виде большого количество горящих свечей в Храме, человеческое сердце преисполняется трепетом и смирением пред Создателем. Менора символизирует второй вид награды - награды духовной - ибо сказано: "Душа человека - светильник Господень" (Мишлей).

СВЕЧА: символика, значение, традиции История свечи и беседа со священником о символике и значении свечи. Любой православный храм трудно себе представить без горящих свечей. И к этому мы все настолько привыкли, что практически не задумываемся, что символизирует собой горящая свеча. Символика свечи многообразна. Она вносит в храм дары природы. Это и пчела, которая собирает пыльцу с цветов, превращая ее в душистый мед, из которого рождается не менее душистый воск, а из воска уже выливаются свечи. Вот почему можно сказать, что через свечу в храм вносится свет солнца, на котором расцветает цветок, дыхание земли, которое питает цветок и трудолюбие пчелы. Свеча вносит в храм и труд человека, руками которого пыльца, мед, воск превращаются в свечу. В древности для изготовления свечей использовался исключительно воск. И не случайно! Именно это вещество чрезвычайно богато тонкими символическими оттенками. Вот как его описывает известный церковный писатель 15-го века блаженный Симеон Солунский: Воск как вещество самое чистое означает нашу чистоту и искренность жертвы. Воск как вещество, на котором можно отпечатлевать предметы, означает печать или знамение Креста, которое возлагается на нас в крещении и миропомазании. Воск как вещество мягкое и гибкое означает наше послушание и готовность каяться в своей греховной жизни. Воск, собираемый с благоуханных цветов, означает благодать Святого Духа. Воск, составленный из множества цветов, означает жертву, которую христиане приносят Богу. Воск как вещество сжигаемое, означает наше обожжение ибо Бог как бы очищает наше естество божественным огнем. И, наконец, воск, в котором сочетается огонь и свет, означает соединение и крепость взаимной любви и мира среди христиан. В церковной истории употребление воска и свечей началось очень рано. Об этом сохранилось много свидетельств. Блаженный Иероним говорит о возжигании свечей в храме как о благочестивом обычае, широко известном в четвертом веке. В шестом веке о свечах упоминалось даже в государственных законах. В кодексе императора Юстиниана было указание, по которому никто не мог приступить к постройке монастыря или церкви до тех пор, пока не доказывал, что он в состоянии выделить достаточно денег на воск, свечи, масло, богослужение, на сохранение храма, на пищу и одеяние его служителей. Седьмой же вселенский собор (787г.) прямо определяет почитать крест и иконы лобзанием, поклонением, курением ладана и возжением свечей и ссылается на древность этого обычая. В народном благочестии воск от церковной свечи считался даже врачебным средством для лечения людей и домашних животных. Как мы видим, у маленькой свечи много значений. Есть в ней и символика света, связанная с молитвой. Когда мы зажигаем свечу перед иконой, то хорошо помолиться Богу, чтобы Он просветил нас Своим законом, смягчил и согрел наши сердца любовью к Нему. А когда смотрим на пламя свечи, которое всегда струится вверх, мы можем подумать о своей молитве, чтобы и ее также трепетно обратить к Богу. Ставим свечу перед образом как наш дар Богу, как молитву нашу о живых и усопших. Горит свеча и светом озаряет образ, делает его видимым для молящегося. Пламя свечи напоминает нам о том, что так же гореть и светиться должно пламя веры в душе человеческой. Тает свеча перед образом. Тает постепенно и терпеливо. Так и наша гордость должна таять перед лицом Божиим – смиренно и покорно. Так и наша жизнь постепенно сгорает, пока не дойдет до последнего мгновения. И в заключение хотелось бы привести слова преподобного Симеона Нового Богослова о значении свечи в храме: «Множество возженных свечей означают светлые помыслы, которые должны светить в тебе, подобно свечам, так, чтобы не было ни одного мрачного помысла в доме души твоей, но чтобы все были огненны и блистали светом Святого Духа, и в тебе не было недостатка ни в одном из светоносных помыслов рассуждения». (Преподобный Симеон Новый Богослов. Слова. Слово 41.) С символикой свечи, с традициями использования свечей в различных обрядах всегда связано много вопросов. Мы выделили самые интересные и часто задаваемые и за разъяснениями обратились к священнику – иерею Сергию Буту, настоятелю храма св. апостола и евангелиста Луки. Почему во время молитвы мы возжигаем свечи? Возжигание свечей во время молитвы является древним традиционным действием религиозного обряда православных христиан. Конечно, Православная Церковь, во-первых, хранительница благодати, а не внешних обрядов, но обряд занимает в Церкви свое достаточно важное место. Случилось как-то причащать на дому пожилую учительницу. Перед тем, как раскладывать требные принадлежности, положил на стол красивый плат-воздух с бахромой-оторочкой. На него потом – Евангелие в окладе, серебряный крест, икону, позолоченную дароносицу, церковного вида подсвечник… Зажег свечу, а учительница вдруг расплакалась и сказала: «Я недостойна такой красоты!» Смотрите, мы еще не начали молиться, а сердце женщины уже пришло в умиление. Не ставя сам обряд и возжигание свечей и светильников, в частности, во главу угла вероисповедания, Церковь тем не менее, бережно хранит обряд, потому что не может пренебрегать, как видно из вышеприведенного примера, известной психологической возможностью воздействия внешнего на внутреннее. Хотим мы того или нет, тот или иной обряд рождает и определенные ассоциации, настраивает соответственно и душу: возвышенно или же напротив. Один вид церковной свечи может вызвать в душе православного человека глубочайшие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о скорби и радости. Много, много говорит церковная свеча и чувству, и уму верующего. Итак, церковная свеча есть элемент традиции, часть религиозного обряда. Однако по традиции зажигая свечи в храме и дома, верующий человек должен осознавать духовный смысл этого действия. Неосознанный обряд делается пустым, не содержащим в себе ни жертвы Богу, ни пользы душе. Свеча – символ, свеча – образ, свеча – некоторый знак. Пожалуй, нет такого другого символа христианского, которой бы имел такую многозначность и глубину. Конечно, свеча не спорит с Никео-Цареградским Символом веры – это догматы и вероучение, не соперничает и с самым кратким символом веры – со Крестом, но она сделалась для православного христианина пусть маленьким, но также символом нашей веры. Если некто зажег свечу на молитве в храме или дома – значит, он внешне выразил свою веру в Бога, надежду и упование на Него. Далее, горящая свеча – знак горения нашего сердца в молитве ко Творцу. Без молитвы, хотя бы малой – пусть нескольких слов и сердечного вздоха перед Создателем – нам свеча пользы религиозной не принесет. В разные моменты храмового богослужения свет свечей символизирует духовные радость и торжество, просвещение светом Христовой веры, в особенности, Самого Христа как Солнца Правды и Истины; как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир. Свет в православном храме – это образ Небесного, Божественного света. Свечи и лампады перед иконами святых – знак, что в их душах просияла Слава Божия, отразился Свет Божий. Как пишет святой Софроний, патриарх Иерусалимский (VII в.): «Лампады и свечи суть образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники». Св. праведный Иоанн Кронштадтский говорит, что огонь горящих свечей и лампад, как и кадило с горящими углями и благовонным фимиамом, служат для нас образом огня духовного – Духа Святаго, сшедшего в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу; огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду. Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного. Свеча также символ человека: внешняя форма – тело, фитиль для горения – душа, огонь – дух, высшая составляющая души. Поскольку свеча покупается в храме, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его; выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость и податливость воска): его стремление к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также, как уже было сказано, свидетельство веры, причастности к Божественному Свету. Свеча выражает и теплоту, и пламень любви человека к Господу, Богородице, ангелам, святым. Без этой любви и благоволения сами свечи и обряд возжигания свечей не имеют никакого значения. Не перечислив всех значений церковной свечи, можно подытожить, что мы зажигаем свечи во время молитвы для того, чтобы выразить свою веру, надежду, любовь к Господу и святым, чтобы принести Богу жертву молитву, покаяния, благодарности… Кому и сколько свечей надо ставить, приходя в храм? Во-первых, мы молимся ко Христу, уповаем на Начальника Жизни и Спасения, значит, и свечи зажигаем перед образом Спасителя. Далее по иерархии: Матери Божией, Ангелам, святым угодникам. Приятие и любовь некоторыми верующими многих святых, основанные на личном духовном опыте и опыте Церкви об их заступничестве, подвигают их молиться к тем или другим святым, соответственно зажигая свечи перед их иконами. Здесь число может быть самым различным. Если имеет место стесненность в средствах, можно ограничиться одной свечой или помолиться и без лично поставленной свечи – была бы вера, Господь эту жертву примет. Не нужно зацикливаться на количестве свечей. Главное помнить, что молитва – это проявление памяти о Боге, а память – это проявление любви. Имеют ли значение размер и цена свечи? В духовном смысле имеют значение наши вера и любовь, что не измеряется величиной и ценой свечи. Но мы – члены земной церкви. А в земных условиях, конечно, имеет место и экономика прихода. Свеча большего размера или цены имеет значение в том смысле, что большей материальной жертвой является для храма. А жертва на храм больше, чем, скажем, жертва на лечебное учреждение или детский дом, ибо Церковь – институт попечения о приготовлении души к вечности. Таким образом, жертвуя на храм, мы помогаем Церкви выполнять свою миссию. Почему свечи по умершим и живым ставят в разных местах? По традиции, свечи за усопших мы ставим на канунном столике, а за здравие – на любом другом подсвечнике. Но молитву местом и пространством ограничить нельзя. Дома на одном и том же подсвечнике горит одна и та же свеча, а молитвы мы произносим и за живых, и за усопших. К тому же нужно помнить, что у Бога все живы. Мы на молитвах поминаем души. И если кто-то (служитель или мирянин), имея живое участие и любовь, без злого умысла прочитал, например, записку о здравии на заупокойных молитвах, то ничего страшного нет, и молитва эта будет принята Богом. За здравие или за упокой – в итоге молимся ведь за спасение души. Как правильно зажигать свечи? Можно ли зажигалкой? Что касается технической стороны… Если на подсвечнике уже горят свечи, то свою зажигаем от соседней. От лампады зажигать не принято, не потому что нельзя, а чтобы не засорять елей каплями воска. Если нет никаких огоньков рядом, используем спички. Зажигалкой в иных ситуациях, наверное, допустимо. Если нет ничего другого или ветер на кладбище… В конце концов, зажигалка – это огниво, средство для возжигания. Все дело здесь опять в ассоциациях… Церковь даже мелкими деталями обряда призвана свидетельствовать о мире ином. Спички здесь несколько предпочтительнее, как более древнее и универсальное средство. Как правильно погасить свечу? В разных храмах есть различные приспособления, чтобы гасить свечи. Но задуть свечу или огарок или как-то по-другому погасить пламя – это технические подробности, которые не относятся к области нравственно-религиозной. Главное, чтобы и это делать с памятью о Боге, с молитвой, например, «Господи, свет веры в сердце моем да не угаснет!» Не должно быть небрежности, а должно благоговение. Причем речь идет не о театральной показушности. Простая аккуратность при совершении обрядов – это проявление веры в Бога, а зацикливание на моментах внешних, например, ожидание, чтобы твоя свеча непременно догорела до конца – проявление обрядоверия, то есть ложной и суетной веры. Увы, магическое восприятие культа не редкость даже среди регулярных прихожан. Покупать свечи надо только в храме или можно в любом другом месте? Если речь идет о церковной свече, то логично, что и покупается она в церкви. Церковная свеча, кроме уже названных значений, есть символ нашего союза с Матерью-Церковью. Если мы купили свечи вне церкви, то символом союза с кем они являются? И на храм ли мы жертвуем при этом? Мало ли какие есть свечи: бытовые, сувенирные, иных религиозных обрядов. Кроме того, нужно помнить, что церковные свечи всегда освящаются, для чего существует специальная молитва. По этой причине огарки не выбрасываются, а складываются на переплавку. Другое дело, когда некоторые приходы имеют церковные лавки вдали от своих храмов. Надо признать, что покупать свечи в этих лавках допустимо и это также будет жертвой на тот или иной храм. Можно ли передавать пожертвования идущему в храм, чтобы поставил свечу за меня? В зависимости от того, какой мотив Вами движет. Если лень в храм ходить, то это ложная жертва. Если же человек болен и имея ревность такую, жертвует на храм, то почему нет? Хорошо бы, конечно, при этом молиться дома. Есть ли особые правила возжигания свечей? Если в рамках службы, то нужно знать, что степень освещенности в храме по дням и в различные моменты богослужения, не постоянна. Далее... Во всех памятках о поведении в храме предписывается ставить свечи до начала службы, чтобы не отвлекать молящихся, не нарушать благочиние. Практика жизни показывает, что это правило не соблюдается по разным причинам. Нужно отметить также, что в каждом приходе, монастыре, отдельном храме есть какие-то свои особенности, их нужно учитывать, и самое главное, помнить слова апостола Павла: “Только все должно быть благопристойно и чинно.”(1Кор.14,40). Подготовил материал и провел беседу Константин Новак

Понравилась статья? Поделитесь ей