Контакты

Ненцы традиции и обычаи. Под музыку вечности белой

Общая информация

Ненцы — коренное население европейского Севера и севера Западной Сибири. Самоназвание - ненэц илиxacoea («человек»). В прошлом русские называли ненцев самоедами (на Европейском и Обском Севере) и юраками (Енисейский Север). Название «самоед» предположительно от саамского «самаэ-едне» (земля саамов), поскольку в далеком прошлом территория расселения ненцев была областью распространения саамов. Выделяются две этнографические группы ненцев: тундровые и лесные, различающиеся по фамильно-родовому составу, диалекту и некоторым особенностям культуры.

Говорят на ненецком языке, относящемся к северной ветви самодийской группы уральских языков. В диалектном отношении язык ненцев достаточно однороден, хотя в нем и выделяются два диалекта: тундровых ненцев и лесных. Язык тундровых ненцев подразделяется на говоры: канинский, болыиеземельский, малоземельский и колгуевский. Несмотря на ряд различий, все они взаимопонятны. Ненецкая письменность создана в 1932 г. на основе латинской графики. В 1937 г. переведена на русский алфавит.

Происхождение самодийских народов, в т.ч. и ненцев связывают с кулойской археологической культурой в среднем Приобье. Отсюда в 3-2 веках до н. э. в результате природно-географических и исторических факторов началось постепенное продвижение кулойцев в низовья Оби и среднее Прииртышье. В первых веках новой эры под натиском гуннов часть самодийцев из Прииртышья отступила в лесную зону Европейского Севера, положив начало европейским ненцам. В процессе расселения по северу Восточной Европы и Западной Сибири ненцы ассимилировали часть аборигенного населения, основным занятием которого была охота на диких оленей.

Территория расселения и численность

Ненцы расселены на огромной территории, простирающейся с запада на восток на несколько тысяч километров. В европейской части выделяется несколько ненецких ареалов («тундр»): Канинско-Ти-манская, Малоземельская, Боль-ше-земельская. За Уралом ненцы живут в низовьях Оби и Енисея, на Ямальском, Тазовском и Гыданском полуостровах. В административном отношении эта территория входит в состав трех автономных округов - Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Таймырского (Долгано-Ненецкого), являющихся субъектами РФ. Небольшие группы ненцев живут также в северных районах Коми республики и Ханты-Мансийского автономного округа, а также на Кольском полуостровеНенцы - самый крупный народ среди коренных народов Севера. В 2002 г. их насчитывалось в России 41302 человек.

Тундровые ненцы составляют основу коренного населения Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов. На Таймыре они концентрируются в Усть-Енисейском районе (п. Носок). Лесные ненцы живут в таежной зоне Ямало-Ненецкого округа по рекам Пур и Таз, на севере Ханты-Мансийского автономного округа (поселки Варьеган, Аган, Лемпино и др.), на юге и юго-западе Таймыра (пос. Тухард, Потапово и др.) Здесь они, как правило, не составляют сплошного этнического массива, живут совместно с другими народами.

Образ жизни и система обеспечения

Ведущая традиционная отрасль ненцев - оленеводство. Для ненцев тундровой зоны характерны длительные сезонные перекочевки. Зимнее время оленеводы проводят на границе леса, летом - вблизи морского побережья. В хозяйствах лесотундровой и таежной зон сезонные маршруты перекочевок не велики. Ненцы занимаются также охотой на пушных и копытных зверей, рыболовством. Наряду с традиционными отраслями распространение получили клеточное звероводство и домашнее животноводство.

В настоящее время в оленеводческой отрасли Ненецкого округа занято 1023 человека или 14 % от числа всех малочисленных народов округа. Работает 14 оленеводческих хозяйств: 2 производственных кооператива, 2 кочевые общины, 9 коллективно-долевых хозяйств и объединение фермерских хозяйств (Союз оленеводов). Большинство поголовья сосредоточено в производственных кооперативах - 137,8 тыс. голов, а всего в округе на 1.1.1996 г. имелось почти 180 тыс. оленей. За оленеводами закреплено на условиях аренды около 12 млн. га оленьих пастбищ. Образовано 26 охотничьих промысловых хозяйств, которым выделено в аренду 407,6 тыс. гектаров охотничьих угодий.

В оленеводческих хозяйствах ненцев Ямала насчитывается сегодня более 200 тыс. оленей. Большая часть этого поголовья сосредоточена в Ямальском и Тазовском районах. Здесь работает несколько оленеводческих совхозов («Панаевский», «Ярсалинский», «Ямальский» и др.), Пуйковский и Гыданский рыбозаводы, созданы десятки родовых общин, однако больше половины всех оленей находятся в личном пользовании. Быстрый рост поголовья оленей, особенно в частном секторе, создает реальную угрозу деградации пастбищ, площадь которых уже практически исчерпана.

В Таймырском автономном округе ненцы-оленеводы работают в совхозах «Заря Таймыра» и «Тухард», в ассоциации родовых хозяйств «Нумпан». Значительная часть ненцев ведет индивидуальное оленеводческое хозяйство, не имеющее официально оформленного статуса. Личное стадо оленей у ненцев Таймыра во много раз больше совхозных. В начале лета оленеводы объединяются по 5-10 семей и кочуют совместно, осенью семьи разъединяются.

Заработная плата, получаемая от совхозов, потеряла свое прежнее значение, основой жизнеобеспечения значительной части ненцев-оленеводов во всех регионах их проживания является личное оленеводческое хозяйство и промыслы.

Этно-социальная обстановка

Этно-социальную обстановку в районах расселения ненцев во многом определяют их взаимоотношения с нефтяниками и газовиками. Создание все новых предприятий топливно-энергетического комплекса изымает из оборота значительную часть пастбищной территории, что вызывает справедливые требования оленеводов. Конфликтные ситуации не всегда разрешаются в пользу оленеводческого хозяйства. Сокращение пастбищ, прежде всего, сказывается на совхозном оленеводстве - сокращаются совхозные стада, а, следовательно, и оленеводческие бригады, без работы остаются десятки людей. На этой почве возникает известная напряженность во взаимоотношениях рабочих совхозов с оленеводами-частниками, которым удается не только сохранять свои стада, но и значительно увеличивать поголовье. Этно-социальную обстановку осложняет растущая безработица ненцев, занятых в бюджетных организациях, в сфере обслуживания, предприятиях местной промышленности.

Этно-культурная ситуация

Несмотря на общую тенденцию к уменьшению числа лиц, свободно владеющих родным языком, языковая ситуация у ненцев к настоящему времени одна из самых благополучных. Сказывается консерватизм их традиционного оленеводческого хозяйства, отдаленность территорий расселения. На ненецком языке издается литература, ведутся радиопередачи, в двух автономных округа издаются газеты. Язык преподается в школе до 8 класса включительно, в ряде школ его изучают факультативно и в старших классах. Первоначально в основу ненецкой письменности был положен болыиеземельский говор тундровых ненцев. В настоящее время наблюдается переориентация литературного языка на ямальский говор, имеющий большее число носителей и более устойчивую функциональную среду. Разрабатываются отдельные учебные пособия для языка лесных ненцев. Учителей ненецкого языка готовят педагогические училища в Нарьян-Маре и Салехарде, РГПУ им. Герцена в Санкт - Петербурге.

Развитие традиционных видов хозяйства, сохраняющаяся языковая среда способствуют успешному функционированию многих этнокультурных институтов ненцев. Успешно работают национальные ансамбли «Хаяр», «Маймбава», «Нумгыкоця» (Ненецкий округ), «Сэрасэв», «Ямал» (Ямало-Ненецкий округ), «Хэйро», «Бус-кан» (Таймыр), экспериментальный самодеятельный театр «Илебц», клуб декоративно-прикладного искусства «Тукоця» (Ненецкий округ), Центр национальных культур на Ямале. Созданы собственные научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением и развитием традиционной культуры и языка ненцев - Научный центр гуманитарных исследований в Салехарде, окружные институты усовершенствования учителей, во всех окружных центрах и многих селах работают этнографические музеи.

Органы управления и самоуправления

Ненцы на территории своего расселения имеют собственные национально-территориальные образования: Ненецкий (окружной центр - г. Нарьян-Мар), Ямало-Ненецкий (г. Салехард) и Долгано-Ненецкий (г. Дудинка) автономные округа. В административном отношении они входят в состав Архангельской, Тюменской областей и Красноярского края, но являются самостоятельными субъектами РФ. Во всех округах ненцы представлены в органах законодательной и исполнительной власти.

Непосредственно проблемами коренного населения в округах занимаются комитеты (департаменты) по делам коренных малочисленных народов Севера. Соответствующие структуры имеются и в районных центрах.

Общественные организации ненцев, выполняющие функции органов самоуправления, обладают высоким авторитетом, во многом определяют все движение коренных малочисленных народов Севера за свои права. Широкой известностью среди коренного населения Севера пользуются, в частности, Ассоциация ненецкого народа «Ясавэй» в Ненецком автономном округе, Ассоциация ямальских ненцев «Ямал-потомкам!». Они предпринимают большие усилия, чтобы отстоять права ненецкого народа на промысловые угодья, оленьи пастбища.

Правовые документы и законы

В автономных округах ненцев существует достаточно развитое законодательство, направленное на обеспечение прав коренных малочисленных народов. Повсеместно утверждены Уставы (Основной закон) округов, в которых сформулированы основы правового статуса коренных малочисленных народов.

В Ямало-Ненецком округе принят Закон «Об особо охраняемых природных территориях округа» (1997 г.), которым допускается использование земель природоохранного назначения для выпаса оленей, предусматривается создание на родовых угодьях этно-природных парков. Закон «О регулировании земельных отношений в местах проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» (1997) регулирует отношения, возникающие по поводу земли, как основы жизни и хозяйственной деятельности малочисленных народов. Специально оговорено, что регулятором земельных отношений могут служить обычаи коренных народов Севера, признанные государственным и международным правом.

Современные проблемы окружающей среды

В результате загрязнения нефтепродуктами, хозяйственно-бытовыми и промышленными стоками водоемов в последние годы наблюдается резкое сокращение численности печорской семги и сиговых пород рыбы в Ненецком автономном округе. На Ямале и в Ханты-Мансийском округе в связи с освоением нефтяных и газовых месторождений, которые расположены в основном в местах проживания коренного населения, безвозвратно потеряно 11 млн. гектаров пастбищ, загрязнено более 100 больших и малых рек. В результате загрязнения вод объектами нефтегазового комплекса ежегодно гибнет более тысячи тонн ценных сиговых и осетровых рыб.

Велика потенциальная опасность радиоактивного заражения территории хозяйственного использования ненцев Новоземельским государственным центральным полигоном, военными объектами, деятельностью Северного морского флота. Показательно, что значительное количество оленины из Западной Сибири, поставлявшейся в другие страны, браковались из-за повышенного содержания в ней тяжелых металлов и радионуклидов.

В результате сокращения завоза энергоносителей и продуктов питания, характерного для последних лет, в районах проживания ненцев, значительно возросла нагрузка на природную среду. Отмечается устойчивая тенденция к ухудшению состояния природы Севера. Квоты на добычу объектов морского промысла по этой причине в Ненецком округе в последние 5-6 лет осваиваются лишь на 25-30 %.

Перспективы сохранения ненцев как этноса

Несмотря на ускорение ассимиляционных процессов, осложнение социально-экономической обстановки в национальных поселках и этно-экологической ситуации, среди коренных народов Севера ненцы сохраняют хорошие возможности для дальнейшего этнического развития. Этому народу в ближайшей перспективе не грозит депопуляция. Рост этнического самосознания ненцев способствует возрождению многих элементов их традиционной материальной и духовной культуры.

Пусть народ этот невелик, а преуспел во многом. Загибайте пальцы: ненцы – самый большой из коренных малочисленных этносов севера России (44 640 человек согласно переписи 2010 года, "планка" для того, чтобы считаться КМНС - 50 тысяч человек). У его представителей один из самых высоких уровней владения национальным языком (более 70 % называют ненецкий родным). А ещё это единственный северный этнос, название которого упоминается в наименованиях аж трех административно-территориальных образований: Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в Красноярском крае.

Кровожадные обычаи

Самоназвание ненец (ненэч) переводится как "человек" . Такое имя за представителями этноса закрепилось относительно недавно – с 1930 года. В старину же их величали самоедами или юраками.

Церковно-славянское слово "самоядь" означает "людоед". Считается, что так жителей тундры прозвали за древний обычай культового людоедства. В старинных приказных ведомостях встречается также слово "сыроядцы", то есть употребляющие сырое мясо. Первые упоминания о ненцах обнаружены в летописи Нестора (1096 год). Уже тогда они были известны новгородским торговцам. С XVI века началось интенсивное движение промышленников на восток, и на ненецких территориях стали появляться русские опорные пункты.

Кстати, жили там ненцы не всегда. По наиболее распространенной современной гипотезе, родина этого самодийского народа – Южная Сибирь. В течение первого тысячлетия н.э. большая его часть под давлением других племён переместилась по Оби и Енисею в северную тайгу, а потом и в тундру, где ассимилировала арктическое население. Позже предки ненцев расселились на землях от реки Мезень до Енисея.

Олешек в няньках

Ненцы называют себя детьми оленя. Это животное даёт им не только пищу и одежду, но и смысл существования. Считается, что стадо до ста голов обеспечивает хозяйство всем необходимым. Ненцы даже говорят: "Олень приносит счастье".

Однако спрашивать ненца о том, сколько у него голов в стаде, считается неприличным. Представителям народа свойственны скромность и молчаливость, игнорирование вопросов, которые не нравятся. У ненцев особый внутренний мир, не всегда понятный жителям мегаполисов.

В словосочетании "дети оленя" есть и прямой смысл. Несколько животных из стада обычно оставляют в качестве домашних питомцев, которых зовут "авками". Они живут в чуме и частично выполняют роль нянек для детей. В целом все олени делятся по назначению: для перевозки грузов, для гонок, для удачи. Священными считают белых оленей, которых запрещено забивать на мясо. На их боках выстригают знак солнца или изображения духов, а рога украшают красными лентами.

В нарты – с левой стороны

Средством передвижения в тундре круглый год служат нарты. Эти узкие сани делают из ели или берёзы.

Легковые нарты бывают разного предназначения. Мужские имеют только заднюю спинку, женские – также переднюю и боковую для перевозки детей. В отличие от других северных народов ненцы всегда садятся в нарты с левой стороны. В легковые сани обычно впрягают до шести оленей. Самыми быстрыми и выносливыми считаются холостые "быки": за день они могут пробежать до 300 км. Приучать к нартам их начинают в возрасте полугода.

Управлять оленями помогают вожжа и хорей – шест до 5 метров длиной с костяным наконечником. Саму упряжь украшают кистями и колокольчиками. Грузовые нарты отличаются от легковых строением, в них запрягают по два оленя. Пять-шесть грузовых нарт, соединённых между собой, называют "аргишем" (оленьим обозом).

Охота пуще неволи

Основное занятие ненцев, начиная с XVIII века, – крупнотабунное оленеводство. Вся их жизнь подчинена ритму движения животных в поисках пропитания: летом – на север, зимой – на юг. Перегонять стадо помогают оленегонные лайки.

Традиционными занятиями ненцев также являются охота и рыболовство. Дикого рогача добывают с помощью луков-самострелов, маскировочных щитков, преследования на лыжах, массовых забоев на водных переправах или приманки домашним оленем. На пушных зверей ставят ловушки-пасти, капканы или петли. Из птиц (боровая и водоплавающая дичь) не охотятся только на чайку, которая считается священной. Рыбу ловят сетями и неводами с лодок, зимой – пробивают лёд и колют добычу острогами.

Чум как модель мироздания

Передвигаются по тундре оленеводы обычно несколькими семьями: так проще следить за стадом. Несколько традиционных жилищ – чумов – составляют стойбище.

Установка чума традиционно женское занятие. Выбор места зависит от времени года. Зимой жилище стараются укрыть от ветров, летом – ставить на проветриваемых возвышенностях. Для его сооружения используют до 40 шестов. Зимой чум покрывают оленьими шкурами (до 75 животных), летом – берестой.

Для ненцев их жилище – модель мира в миниатюре. Отверстие наверху символизирует связь с солнцем и луной, шесты – воздушную сферу, окутывающую Землю. Считается, что чем просторнее чум, тем богаче семья. Достаток можно определить также по вершине жилища: у бедняков она остроконечная.

Знай свой угол

Внутри жилища всё подчинено своей логике. В центре горит очаг, на котором готовят пищу. По обе стороны от него организуют спальные места, напротив входа размещают посуду и культовые предметы.

Из мебели присутствует только небольшой стол. Кроватями служат оленьи шкуры, расстеленные на циновках поверх широких досок. Малышей держат в люльках, наполненных сухим мхом. Пелёнками опять же служат оленьи шкуры. Внутри находится много инструментов, которые мужчины изготовляют самостоятельно. Суровый быт требует от каждого быть мастером на все руки. Задача женщины – рубить дрова, разжигать огонь, готовить пищу и присматривать за детьми.

Куклами для девочек служат "нухуко" – клювы уток или гусей с пришитыми лоскутами. Мальчики любят играть с рогами, ловить арканом воображаемых оленей. С четырёх лет их учат готовить упряжь и управлять нартами.

"Колотушка" и копальхен

Основа рациона ненцев – мясо и рыба. Из-за постоянного употребления сырого мяса и крови им не грозит цинга. В условиях сурового климата это необходимо для восполнения естественной потребности в витаминах.

Особо ценится парное мясо. Оленя оглушают ударом обуха топора, а затем поражают длинным ножом сквозь ребра так, чтобы не пролить ни капли крови. Каждый отрезает себе кусочек туши и обмакивает в тёплую кровь. Деликатесом считаются панты – молодые рога, хрящи которых наполнены кровеносными сосудами. Ненцы любят необработанные почки и печень, язык, сердце, сычуг. Они также употребляют копальхен (перегнившее мясо), кровяные оладьи, суп с мукой. Кроме оленины готовят говядину и свинину, мясо морского зверя и птицы. Зимой популярна строганина и "колотушка" - замороженная рыба, которую целиком разбивают о стол. Из напитков предпочитают чай, ягодные компоты и морсы, кисели.

С приёмом пищи связано много примет. Над едой нельзя смеяться, запрещено доедать за пожилыми. А упавший кусок (знак того, что ушедшие в нижний мир хотят есть) полагается оставить около очага.

Мехом к телу

Выделка оленьих шкур, шитье одежды и украшение орнаментом – традиционно женское дело. При "сортировке" сырья учитывается возраст оленя, а также то, с какого участка тела снята часть шкуры. Особо ценится шкура телёнка в возрасте трех месяцев, снятая в конце лета.

Мужчинам одеждой служит малица с капюшоном, надетая на голое тело мехом внутрь. Непременный атрибут –кожаный пояс, к которому подвешивают нож, мешочек с огнивом и клык медведя для удачи на охоте. Мужская обувь – пимы – меховые сапоги.

Женщины носят распашную шубу – паны. Верх шьётся из камусов (шкур с верхней части ног оленя) мехом наружу, низ – из песца. Паны украшают меховой мозаикой, кистями и кантом. Поверх надевают чехол из сукна с орнаментом. Подпоясываются длинным поясом с медным кольцом-пряжкой. Меховой капор – сава – надевается отдельно.

Аз и буки ненцев

Ненцы говорят на языке самодийской группы, который вместе с языками группы финно-угорской образует уральскую языковую семью. Выделяют два диалекта – тундровой и лесной.

Первый ненецкий букварь "Новое слово" на основе латинской графики в 1932 году подготовил Г.Н.Прокофьев. В последствие были разработаны грамматические справочники, учебники и книги для чтения на ненецком языке. В 1936 году письменность этноса перевели на кириллическую графическую основу. Сейчас на родном ненцам языке издаётся учебная и художественная литература, периодическая печать, ведутся передачи радиостанций.

Екатерина Курзенева


Они расселены на огромной территории тундры, лесотундры и северной тайги, простирающейся с запада на восток на несколько тысяч километров.


Самоназвание ненэц буквально означает «настоящий человек». Официально оно было введено в оборот в 1930 году. А до этого русские называли ненцев самоедами. Церковно-славянское слово самоядь означает «людоеды». Закреплению за ненцами этого названия способствовали жестокие обычаи, существовавшие у средневековых ненцев, которые практиковали людоедство в культовых целях. Ю. И. Кушелевский писал (Северный полюс и земля Ялмал. Путевые записки. СПб. 1868, стр. 52-53): «в преданиях самоедов... еще в настоящее время сохранилось в памяти следующее обыкновение самоедческих предков; удрученный летами самоедин, когда чувствовал себя неспособным к промыслам и езде на оленях, когда жизнь свою считал в тягость потомству... приказывал себя убить в честь счастливой жизни своего потомства и тело свое съесть. Этот обряд отцеубийства исполняли дети при шаманстве с особенным благоговением и тело съедали».

По другой версии, в старинных русских приказных ведомостях самоеды назывались иногда сыроядцами, потому что издавна употребляли в пишу сырое мясо, из чего русские ошибочно заключили, будто они едят самих себя (Этнографический сборник. — СПб., 1854. — Вып. 4. — С. 40—44).

Впрочем, лингвисты настаивают, что имя этого народа произошло не от "само-едения", а от Самееднам — названия, которое дают своей стране лопари. Полагают, что в древности они жили восточнее, чем теперь, и были оттеснены на запад ненцами, которые якобы и унаследовали их имя.

Сибирские народы ("остяки и самоядь ездят на оленях и псах")

Новгородцы знали о «самояди», обитающей в «полуночных странах», уже в XI веке. Но активное проникновение русского населения на земли ненцев началось гораздо позднее — с конца XV века, в Московский период. В 1499 году в нижнем течении Печоры (рядом с нынешним Нарьян-Маром) был основан Пустозерск — опорный пункт Российского государства на крайнем северо-востоке Европы. По документам, сюда съезжалось для торговли и уплаты ясака до двух тысяч ненцев.

В следующем столетии были основаны новые русские поселения: Мезень, Усть-Цильма и Ижма.

Обложить ненцев данью (ясаком) оказалось нелегко. С целью предупредить открытые выступления и распространить ясак на тех ненцев, которые укрывались в тундрах от ясачных поборов,широко применялось аманатство (взятие заложников). Государевой грамотой (1652 г.) «повелено Карачейскую самоядь с ласковостью склонять к даче аманатов из лучших людей, для удержания от воровства и обложения ясаком». Грамотой следующего года повелевалось «Карачейскому князьку Хулеву быть в аманатах на Березове, а при смене аманатов велеть сыскивать разбежавшихся самоедов, приводить их на прежние угодья, где жили, и взыскивать с них ясак». Взятие аманатов с тундровых и лесных ненцев практиковалось до середины XVIII в.

Ужесточение ясачного обложения привело к крупному восстанию ненцев, которые зимой 1662/1663 годов сожгли Пустозерск. Одновременно они начали переселение в Западную Сибирь, где вступили в многовековое противостояние с местным коренным населением — энцами.

Постепенно ненцы оттеснили энцев до Енисея. Решающее сражение произошло зимой 1849/1850 годов на озере Туручедо, в низовьях Енисея. Судя по преданиям, энцам помогали нганасаны и тунгусы (эвенки). Каждая сторона приписывает победу себе. Ясно лишь, что после этой битвы установилась та граница между энецкими и ненецкими землями по Енисею, которая сохраняется и по сей день.

Постоянная угроза нападения заставляла быть настороже. Очевидно, в это время у лесных ненцев сложился обычай, когда подъезжавший к поселению извещал о себе криками, символизируя мирные намерения, и ожидал, пока его не встретят.

Мезенские ненцы.1894 г. Фото Я.И. Лейцингера.

В 1929-1931 годах ненецкие земли оказались разделёнными на три части: были образованы Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Долгано-Ненецкий национальные округа.

Культурный отдых, 1950-е годы.

Общая численность ненцев в течение последнего столетия возросла с 12 000 до 34.200 человек. Сегодня ненцы являются самым многочисленным из малых народов России с самым высоким уровнем знания своего языка (около 78 % ненцев называют ненецкий язык родным). Этот демографический прогресс стал возможен только под историческим покровительством русского народа. Однако в память ненецкого народа кто-то вбивает совсем другое.
Это — "Хебидя тэн" (в переводе с ненецкого "Священная память"), памятник ненцам, погибшим в борьбе с русскими. Установлен под русским городом Пустозерском в 1999 г. при попустительстве местных властей.

Эх, посмотрел бы я на памятник жертвам английских колонизаторов, установленный в Уэльсе или в Шотландии! Или на памятник в Дакоте индейцам сиу, павшим в борьбе с кровожадными янки.

***
В религиозных представлениях ненцев сохранились пережитки первобытного анимизма — веры в духов. Считалось, что землю и все живое создало верховное божество Нум. Его сын Нга был богом подземного мира, болезней и смерти. Кроме Нума было еще одно доброе божество: Я-Небя — «мать земля», которая особенно покровительствовала женщинам.
Стихии и урочища, сопки, реки и озера имели своих особых духов-хозяев, требовавших жертвоприношений. Но при неисполнении просьб духов наказывали и оставляли без пищи.

Шаман

Оленеводство давало ненцам все — мясо и сало для питания, шкуры и кожу для одежды и обуви. Стадо в 70-100 голов обеспечивало хозяйство всем необходимым. Поэтому олень, как считалось, приносит счастье и покровительствует семье.

В каждом хозяйстве были особые священные олени белой масти, на боках которых выстригали знак солнца или изображения духов, уши и рога украшали красными лентами. Таких оленей не впрягали в нарты и не убивали.

В начале XIX века архангелогородский архимандрит Вениамин крестил ненцев в материковой тундре Европейского Севера. Но влияние новой религии сказалось только в том, что к почитаемым божествам прибавился Николай-угодник. Ему приносили в жертву оленя и мазали оленьим салом и кровью иконы с его изображением. Большая же часть ненцев - оленеводов Западной Сибири — сохранила языческие представления.

Жилищем ненцам служит конический чум с остовом из шестов, крытый оленьим шкурами, иногда берестой. Посередине чума располагается открытый очаг, который теперь часто заменяется железной печкой.

Одежда ненцев — глухая малица с капюшоном — надевается на голое тело мехом внутрь. К кожаному поясу подвешивают нож в деревянных ножнах и мешочек, в котором хранятся трубка и огниво. Обувью служат меховые сапоги - пимы.

Основным средством передвижения ненцев испокон веков была нарта — оленья упряжка.

Мужские легковые нарты имеют только заднюю спинку у сиденья, женские — еще переднюю и боковую, чтобы было удобно ездить с детьми. В легковые запрягают «веером» от двух до шести оленей. В отличие от эвенков, якутов, чукчей и коряков ненцы всегда садятся в нарты с левой стороны. Так что узнать ненца можно издалека.

Мы привыкли ехать в поисках каких-то диковинных народностей в заморские страны. Но стоит вспомнить, что и в России проживает много необычных малочисленных коренных народов. Например, на берегу Северного Ледовитого океана живет древний народ ненцы. Традиционные занятия, религиозные верования, быт, культура этого народа иногда нам кажутся далекими и непонятными, напоминающими инопланетные. Еще бы, они хранят безголовых кукол в память о своих предках, живут в небольших чумах, их детей можно увидеть спящими на снегу. И тем не менее, такой народ России, как ненцы - неотъемлемая часть страны, ее гордость. Стоит более подробно охарактеризовать этих северных людей, разобраться в их основных видах деятельности, исторических традициях.

Территория проживания и численность

Ненцы относятся к самодийскому народу, проживающему на берегах Северного Ледовитого океана, на Кольском полуострове и Таймыре. Устаревшими названиями этого народа являются "самояды", "юраки". К месту современного обитания они прибыли с территории южной Сибири в 1 тысячелетии н. э. Ненцы Севера - это самая многочисленная группа среди других народов этого региона. В России насчитывается 41 302 ненца. Половина из них проживает в Ямало-Ненецком автономном округе.

Территория ненцев довольно обширная. Их разделяют на две группы:


Из истории ненецкого народа

Какова история этого народа? Еще в летописных трудах монаха Нестора упоминается о северных племенах - ненцах. Фото, представленные в статье, доказывают, что это очень самобытный народ. Считается, что его представители очень хорошо разбираются в людях. Да и само слово "ненец" имеет значение "настоящий человек". Хотя в старину у них было неприглядное название "самояды", означающее "поедающие сами себя". Ведь у ненецких предков было обычным делом заниматься обрядами каннибализма. В этом они не видели ничего плохого и выбирали в качестве жертвы для своих нуждающихся жителей тело слабого соплеменника. Поистине счастливым считался человек, сам приносивший себя в жертву. Его потомкам не нужно было ухаживать за больным, и они имели, чем поживиться. Для многих такой ритуал может показаться варварским, ведь дети занимались отцеубийством под заклинания шаманов. После завершения жертвоприношения тело делили между собой все соплеменники.

Некоторые историки имеют другую точку зрения и считают, что ненцев называли "сыроядами" за то, что они поедали сырое мясо. Обе эти версии являются всего лишь догадками об истории далеких северных племен. На развитие народов Арктики большое влияние оказала Российская империя. В 16 веке отмечалось строительство городков и острогов для ненцев. Это сегодняшние Сургут, Березов, Обдорск. Русские стали торговать с оленеводами, что приносило пользу и тем и другим. Ненецкие племена получили возможность иметь ткани, оружие, изделия из металла.

К какому антропологическому типу относятся?

В плане антропологии ненецкий народ относится к уральской контактной малой расе. Ее представители сочетают европеоидные и монголоидные признаки. Так как ненцы проживают на довольно обширной территории, то антропологически их можно разделить на несколько групп, которые демонстрируют понижение степени монголоидности с восточных областей к западным. Меньше всего монголоидных черт зафиксировано у лесных представителей народности.

Традиционные занятия ненцев и быт

Чем же живет этот северный народ? Традиционным занятием народа ненцы считается крупностадное оленеводство. Занимаясь этой отраслью, пастухам приходится круглый год выпасать животных с оленегонными собаками. Также они берут оленей в упряжки и ездят в санях. У мужских легковых нарт имеется только задняя спинка у сидения, а у женских - передняя и боковая, для удобства перевозки детей. В упряжке может находиться от трех до семи оленей.

Управлять санями и садиться в них нужно с левой стороны, потому что одна вожжа прикрепляется к уздечке оленя слева, для координации движения. Часто в сани кладут металлическое копье для охоты. Упряжь покрывают кожей оленя или морского зайца.

Грузовые сани называются нартами, в них запрягают по два оленя. Иногда из нескольких нарт составляют один аргищ, когда оленей привязывают цепочками к предыдущим нартам. Часто извозчиками аргищ становятся девочки подросткового возраста, а старшие мужчины управляют легковыми упряжками возле стада.

Нарты также используются для создания специальных загонов для вылавливания арканом нужных животных. Северные олени поедают ягель (мох). Когда кормовые запасы истощаются, стадо перегоняют в другое место. Семьи пастухов кочуют вместе с оленьими стадами. Приспосабливаясь к ненцы придумали специальное разборное жилище - чум. Делают его в виде конусообразного сооружения, состоящего из 25-30 жердей. Фото ненцев в статье демонстрируют их жилье и основные занятия. О жизни в чумах вы прочитаете немного ниже.

Кроме выпаса оленей, этот народ отлавливает песцов, лисиц, росомах, горностаев, диких северных оленей. На пушных зверей охотятся специальными деревянными ловушками-пастями, железными капканами, петлями. Добычей северного народа часто бывают куропатки, гуси, глухари. Летом они также вылавливают рыбу. Женщины выделывают шкуры животных, шьют одежду, сумки, накрытия для чумов.

Национальная одежда

Жители Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономного округа привыкли к суровым природным условиям. Большой ценностью для ненецких мужчин и женщин считается теплая одежда. Зимой она помогает справиться с жестокими морозами, летом - с гнусом. Ненцы придумали специальную нательную меховую рубаху - малицу. К ней пришиваются капюшон и рукавицы. В очень теплой малице обеспечена защита тела и головы от холода, ветра. Открытым остается только лицо. Мех плотно прилегает к телу, потому что шьют малицу мехом внутрь. Такую одежду ненцы украшают специальными меховыми узорами, которые пришивают иголками. Получается своеобразный меховой кант.

Зимой используют новые малицы, летом ходят в старых. Их даже надевают, отправляясь на близкие расстояния. Капюшон у малицы именуется савой. Снизу капюшон стягивается ремешками. Пришитые к одежде рукавицы называются нгоба. Малицу обязательно подпоясывают специальным поясом - ни. Пояс еще используется для того, чтобы к нему пришить ножны для оружия. Для очень сильных морозов, кроме малицы, поверх надевают совик из меха. Часто его капюшон украшают песцовыми хвостами.

Женская одежда более сложная. Речь идет о распашной шубе - паны. Верхнюю часть такой шубы составляют шкурки камусов (верхних частей ног оленя). Шьют такую шубу мехом наверх, низ отделывают песцовым мехом. Возле рукавов пришивают рукавицы. Украшает паны меховая мозаика, кисти, цветные суконные канты. Сверху шубы надевается суконный чехол с узорами. Верхняя одежда фиксируется длинным поясом с кисточками. Кроме роскошной шубы для женщины изготавливается специальный - сава. Его уже не прикрепляют к шубе.

Лакомые блюда ненцев

Благодаря природной смекалке и мужеству, ненецкий народ противостоит беспощадной природе. Эти люди берут у нее все нужное для существования. Одной из первых необходимостей считается пища. Ненецкие женщины готовят пищу и заготавливают кое-что впрок. Мужчины приносят мясо и рыбу. Растительной пищи они употребляют совсем немного. В зимний период главным лакомством является мясо оленя.

Ненцы очень любят свежую оленину. Поедание свежего мяса для них праздник. Особенно часто они поедают рога молодых оленей. Для этого они отрезают концы рогов и бросают их в огонь. Поджаренные хрящевые окончания им кажутся очень вкусными. Осенью ненцы производят массовый забой оленей. Тогда мясо зарывают в мерзлую землю, служащую своеобразным погребом. Кое-кто коптит мясо со спины оленя на костре. Иногда его вялят на солнце или солят.

С приходом зимы ненцы с удовольствием поедают свои мясные запасы и пьют замороженную оленью кровь. Также некоторым удается сварить куропатку. Весной начинается сезон ловли птиц: гагар, уток, гусей. Священными птицами для этого народа считаются чайки, их они никогда не ловят. А вот во время линьки гусей очень часто лакомятся их мясом. Его также иногда вялят. Еще едят гусиные и утиные яйца в вареном виде.

Хотя медведь у северного народа является священным животным, но иногда они не прочь попробовать его мяса. Проживающие возле моря ненцы часто вытапливают жир морских обитателей. В ход идут морские зайцы, моржи, нерпы. Иногда в пищу используется и мясо этих животных.

Летом ненцы питаются рыбой. Особенно ее вылавливают те, у кого мало оленей. Рыбу употребляют сырой, просто чуть солят или макают в соленую воду. Зимой из рыбы готовят строганину - свежую мороженую рыбу, которую состругивают острым ножом. В летний период рыбу заготавливают впрок. Очень часто используется специальная просушка рыбы - юкола (пэхэ). Ненцы также любят икру, добытую из озерной или речной рыбы.

Еще одним изобретением западных ненцев стал пресный хлеб. Из растительной пищи в ход идет морошка, голубика, брусника. Из толокнянки готовят жидкую кашу. А вот ягоды и грибы ненцы на зиму не заготавливают. Дело в том, что грибами очень любят лакомиться олени, да и их не так много в тех краях.

Излюбленным напитком ненцев является чай, его они пьют не реже трех раз за день. Только заваривают очень крепкий напиток. Летом в качестве заварки используют траву иван-чай или листья морошки. Также ненцы научились лечиться многими лекарственными травами.

Письменность и язык

Входит в группу самодийских языков. На нем разговаривает около 27 000 человек. Некоторые ненцы перешли на русский язык. Кроме него чувствуется влияние хантыйского и комизырянского языков. Встречается лесное и тундровое наречие.

В 1932 году создали ненецкую письменность, основанную на латинской графике. Позже использовалась русская графика. Тундровое наречие повлияло на формирование литературного языка. В ненецкой национальной школе обязательным предметом является родной язык. Во многих школах его изучают на факультативах.

Религиозные взгляды

Религия ненцев связана с анимистическими представлениями. Понятие "анимизм" происходит от слова "Anima" со значением "душа". Весь окружающий мир ненцы наделяют живыми духами. Они видят духов в реках, озерах, явлениях природы. Всех духов ненцы делят на добрых и злых. Добрые помогают людям, а злые насылают беды и несчастья. Чтобы умилостивить духов, ненцы приносят жертвоприношения. Злым духам преподносят содержимое желудка оленя, собранное в семь кусков.

У ненцев есть духи-покровители окружающего мира. Хозяином и дарителем пушнины, зверя, дичи, хранителем стад оленей они считают Илебям пэртя. Водой у ненцев владеет Ид ерв, повелителем ветров выступает Яха ерв. Бабушка огня - Ту хада.

Значение чума для ненцев

Жильем ненцев с древних времен является чум. Этот народ считает чум центром всей семейной жизни. На верхушке чума делают отверстие, соответствующее дневному местонахождению солнца и ночному - месяца. 30 высоких шестов, покрытых шкурами, напоминают воздушную сферу, окутывающую Землю. Богатые семьи устанавливали огромные чумы, бедные - совсем остроконечные. Для постройки чума у некоторых уходит до 40 шестов. Оленьи шкуры, которыми покрывают чум, называются нюками. На покрытие зимнего чума уходит до 70 оленьих шкур. В диаметре чум составляет 8 м. Туда можно поместить до 20 человек.

В центре чума находится шест, место возле которого считается священным. Его называют сизмы. В чуме также есть секторы для мужчины, женщины и спальня. В спальной зоне могут играть дети.

Перемещаясь с места на место, владельцы забирают чум с собой. Это не предоставляет особых неудобств, потому что массивной мебели ненцы не заводят. Для маленького ребенка в чум помещают люльку, в которой он находится, пока не начнет ходить.

Женщины занимаются разведением очага, они колют дрова, сушат их и разводят огонь. Перед тем как войти в помещение, мужчина обязательно сметает снег с обуви. Одежду он оставляет на нартах. В чуме он переодевается в домашнюю одежду. Гостям в чуме также отводится особое место.

Угроза исчезновения культуры малочисленного народа

Последние годы традиции ненцев, язык, национальное достоинство подверглись сильным деформациям. Действительно, проблемам и культурным ценностям коренных народов севера уделяется недостаточно внимания. У многих россиян нет представления о занятиях ненцев, быте, образе жизни. А ведь этот народ такой же редкий, как некоторые растения и животные. Культуру народов Крайнего Севера нужно обязательно сохранить. ханты, манси, ненцев, селькупов должны жить!

Северный народ – проживает на побережье Северного Ледовитого океана . Те, кто расселены в Архангельской области, называются европейскими ненцами, а народы, проживающие в Тюменской области и Красноярском крае – сибирские ненцы. Малочисленные ненецкие поселения есть в Ханты-Мансийском округе, в Республике Коми и Мурманской области. В России насчитывается около 41 тысячи ненцев. Большая часть из них проживает на Ямале (около 27 тысяч). Основной язык – ненецкий.


История ненецкого народа

В летописном труде монаха Нестора есть упоминание о далеких племенах Севера – ненцах. В России в старину ненцев называли непривлекательным словом «самояды», что означало «поедающие сами себя». Дикие обряды людоедства, по одной из версии, были обычным делом у северных племен. Предки ненцев не видели ничего дурного, если тело их слабого соплеменника шло в расход к остальным нуждающимся жителям. Мало того, приносивший себя в жертву, человек считался счастливцем. Он освобождал потомков от ухода за больным и слабым, давал им дополнительное пропитание. Варварский, на наш взгляд, ритуал отцеубийства исполняли под заклинания шаманов дети. После жертвоприношения тело шло на пропитание соплеменникам. Такой теории придерживаются не все историки, ведь «самояд» могло расшифровываться и как «сырояд», что обозначало поедание сырого мяса. В любом случае, мрачные догадки окутывают историю далеких северных племен.

Российская держава оказала сильнейшее влияние на развитие народов Арктики. В 16 веке здесь строятся городки и остроги. Среди них Березов, Обдорск и Сургут. Торговля с местными оленеводами пошла на пользу и русским, и ненцам. Быт ненцев существенно облегчился, потому что от русских к ним стали поступать изделия из металла, оружие, ткани.

Образ жизни ненецкого народа

По месту и роду занятий ненцев можно разделить на тундровых и лесных. В лесах проживает немного людей, около полутора тысячи. Их места расселения простираются вдоль рек Пур и Таз, а также в некоторых районах территории автономных округов. Остальная часть, а это большинство, для постоянного места жительства выбрали тундру в Ямало-Ненецком и в Ханты-Мансийской округах.

Предки ненцев контактировали с хантами, коми, энцами, русскими, поэтому в их культуре переплетены традиции других народов.

Олени для ненцев – это не просто животные, это образ их жизни, поведенческий характер, смысл существования. Про себя ненцы говорят, что они «дети оленя». На оленьих упряжках добираются до нужных мест, перевозят тяжелые грузы. Оленина спасает от голода, а шкурки идут на пошив верхней одежды. Когда пастбище для оленей опустошено, ненцы передвигаются по тундре дальше в поисках новых мест. Для перегона стада ненцам помогают собаки особой породы – оленегонные лайки. Рыбная ловля – еще одно занятие на Севере. Летом добыть рыбу можно с помощью сетей. Зимой в лунку на крючок приманивается рыба, а потом забивается острогами.

Мировоззрение ненцев представляет собой философию единения с природой. Смерти не придают особого трагического значения, считая, что дух умершего найдет себе новое пристанище. Усопших хоронят на родовых кладбищах, изготавливая для них специальный чум.

Добро пожаловать в чум!

Чум имеет конусную форму не случайно. Отверстие наверху символизирует связь с Солнцем и Луной. Чем богаче семья, тем просторнее их чум, а значит, его форма будет тупоконечной. В чуме есть священное место «си», предназначенное только для мужчин. В тайном ларце хранятся семейные реликвии, и как считают местные, святые духи. Внутри жилища нет мебели. Для младенцев приготовлена люлька с подстилками из оленьей шкуры и мха.
Женщины занимаются розжигом огня, готовкой и присмотром за детьми. Еда проста и незамысловата: жирная оленина, вареная рыба, грибы, ягодные морсы. До сих пор местные жители употребляют сырое мясо, свежую кровь оленя, деликатесом считаются необработанная печень и почки. Непривычная для нас еда спасает жителей суровых краев от авитаминоза. Оленью кровь даже добавляют в блины. Мужчины много время проводят в уходе за оленями. С охоты мужчины приносят диких зверей: мясо пойдет на угощение, а шкура и мех украсят одежду.

Понравилась статья? Поделитесь ей