Контакты

Почему иконы плачут. Чудотворная плачущая икона - описание и интересные факты

Феномен плачущих икон известен еще со времен начала формирования христианского вероисповедания, однако наибольшее количество случаев зафиксировано с начала 20-го века.

Возможно, новый расцвет мироточения икон объясняется расширившимися возможностями СМИ – в более поздние времена случаи чудесного истечения таинственных жидкостей из икон меньше освещались.

В конце двадцатого века официальная церковь сформировала «спецотдел» по расследованию природы этого явления. Однако однозначных выводов все еще не сделано.

Удалось выяснить только то, что «слезы» икон не являются собственно драгоценным миро, а больше напоминают род оливкового либо подсолнечного масла.

Удивляет факт агрессивных попыток «разоблачения» феномена плачущих икон со стороны приверженцев материализма. Почему бы такое чудо не было возможно, даже с точки зрения академической науки?

Ведь другое чудесное явление в сфере религиозной культуры как стигматы официально подтверждается наукой, как реальный факт. Стигмы, или кровоточащие отметки на руках и ногах глубоко верующих людей, действительно зафиксированы медициной и не могут быть подделкой, поскольку обладают соответствующей фактурой, которую невозможно было бы достоверно воспроизвести искусственно.

С другой стороны, явление мироточения икон почему-то вызывает поистине неукротимую агрессивность неверующих граждан.

Кстати, феномен мироточения присущ не только иконам. Известны случаи истечения маслянистых жидкостей из мощей известных святых и праведников. Считается, что жидкость, истекающая из мощей способна исцелять любые телесные и духовные болезни.

  • Слезоточение икон часто воспринимаются как знак, предвестие важного события. Накануне войн или трагических событий иконы начинают плакать красной жидкостью, напоминающей кровь.
  • Известны случаи массового мироточения икон. В заброшенных селениях нашей страны насчитывается более трех мест, где иконы отмечались слезами одновременно на десятках священных изображений.
  • Более того, посторонние люди приносили с собой иконы в места массового мироточения и эти принесенные иконы тоже начинали слезоточить.

В общем, слишком сложно получается для организованных мистификаций. А как объяснить случаи, когда страдающие от болезней люди, прикоснувшись к капелькам слез на иконах действительно исцелялись. Что подтверждалось медицинскими обследованиями до и после чудесного излечения. Медики тоже были подкуплены?

Хотя случаи мистификации тоже вероятны. В Италии, где плачущие иконы являться чуть ли не обычным явление, правительство даже издало уголовный закон, согласно которому в случае выявления мистификации жуликам грозит серьезное тюремное заключение.

В истории нашей страны можно вспомнить такие аналогии. Царь Петр Первый был сильно недоволен участившимися случаями плачущих икон и даже издал жестокий указ, гласивший примерно следующее:

  • «А коли иконы в церквах будут у нас плакать постным маслом, то бить оных служителей батогами до тех пор, пока зады ихние не заплачут кровью».

Зачем же так круто, как выразился Шурик из «Ивана Васильевича».

Однако жесткие законы относительно религиозных мистификаций могут быть оправданы, так как серьезно дискредитируют религию и подрывают веру людей.

Кроме собственно явления чуда и мистификации, плачущие иконы можно действительно объяснить с достаточной степенью вероятности вполне физическими явлениями.

  • Иконы обычно изготовлены из дерева. Дерево, как известно, является гигроскопичным материалом, обладающим капиллярным эффектом.
  • В помещениях церквей постоянно горят свечи и возжигаются благовонные масла.
  • Пары масел могут со временем накапливаться в пористой структуре дерева.
  • В холодное время масло в капиллярах иконы находятся в сгущенном стоянии и удерживаются внутри.
  • При скоплении большого количества верующих в храме температура воздуха сильно повышается.
  • Масло в порах древесной основы иконы размягчается и начинает истекать по каплям.

Как видите – для естественного мироточения не требуются никакие дополнительные изощрения, типа искусственного напитывания икон растительными маслами, устройства специальных скрытых резервуаров и проделывания невидимых невооруженным глазом отверстий.

Появление кровавых слез можно объяснить тем, что при вытекании масла из глубины дерева начинает растворяться темный пигмент красок (которые изготавливаются тоже на масляной основе) и в результате на поверхности иконы появляются «кровавые слезы».

Кроме того, старые иконы временами протираются маслом для придания изображениям более свежего вида. В процессе таких обновлений дерево тоже может впитывать часть масла, которое при случае начинает истекать.

В конце двадцатого века в упомянутой Италии икона в одной семье начала кровоточить. Полиция прибыла на место, взяла образцы для анализа. Экспертиза показала, что кровь на иконе совпала по составу с кровью одного из членов семьи. Супругов обвинили в мошенничестве и заключили под стражу.

Однако простой вопрос – чьей же кровью должна была плакать семейная реликвия, как не кровью хозяев дома? Случай можно объяснить огромной верой членов семьи, в результате чего чудесным образом сила веры отразилась в том, что икона начала источать кровь хозяев. Ведь со стигматами именно так и бывает?

Вспоминая о мироточении мощей, следует сказать, что кости тоже обладают пористой структурой и аналогично дереву способны впитывать пары из окружающей среды.

Отношение официальной церкви к явлению плачущих икон неоднозначное. Некоторые священнослужители рассматривают мироточение икон как нежелательное событие из рода порицаемого колдовства и прячут плачущие иконы в загашники, дабы не вводить прихожан в искушение.

Клин-9: запах и трепет

В военном городке Клин-9 в 2001 году у пожилой женщины дома замироточили иконы. И не одна или две, а абсолютно все! Телевидение, пресса: пройти мимо такой «картинки» тогда мог только ленивый, неважно, верующий или неверующий. Корреспондент «НС» Наталья БЕССОНОВА, в то время юная неофитка, побывала в паломничестве у мироточивых икон.

У Валентины Жучковой я была в 2003 году. Мироточение икон в ее квартире тогда только началось, но о нем было уже широко известно и за пределами Московской области. Поехать мне посоветовал мой духовник — для укрепления веры. Он предложил взять с собой из дома икону. Как мне рассказали перед поездкой — у некоторых людей привезенные иконы начинают мироточить еще в руках, когда они только заходят в квартиру, но это редкий случай. Всем остальным Валентина сама их помазывает ваткой с миром.

Итак, я собралась ехать. Ко мне присоединилась скептически настроенная подруга и один иеромонах, насельник подмосковного монастыря. Батюшка уже бывал у Валентины, оставил у нее свою икону и теперь хотел ее забрать назад. По дороге в машине мы обсуждали мотивы нашей поездки. Что нами движет? Любопытство? Да. Желание обладать личным «домашним чудом» — мироточащей иконой? Да. Хорошо это? Нет. Так что же мы едем? «Чудо, как началось внезапно, так может и закончиться — а мы потом будем жалеть, что не видели все своими глазами, хотя могли — вот поэтому и едем», — оправдывались мы друг перед другом.

Сладкий цветочный запах мы почувствовали, когда еще только приблизились к блочной пятиэтажке, во втором подъезде которой и находилась необычная квартира. В подъезде и вовсе стоял такой аромат, что воздух казался густым. От запаха и трепета перед встречей с чудом кружилась голова. Валентина приветливо нас встретила, меня и подругу провела в гостиную комнату и включила посмотреть фильм «Клинское чудо», где она рассказывает, как все началось, а сама пошла с батюшкой искать его икону.

После того, как мы посмотрели «вступительный» фильм, Валентина провела нас в соседнюю комнату, бывшую спальню, до потолка заставленную иконами. Их было очень много: бумажные, металлические, деревянные; старые и новые. Мироточили все иконы. Разные образы пахли по-разному. Например, иконы блаженной Матроны пахли лилиями не зависимо от того, где стояли и из чего были сделаны. Под всеми иконами лежали аккуратные тряпочки-полотенца и вата, чтобы миро не капало на пол (вату эту Валентина раздавала всем, кто приходил).


Батюшка начал служить молебен, после которого Валентина подвела нас к пластиковой кювете, где в мире «плавала» Иверская икона Божией Матери. Она вылила все миро из кюветы в аптечные пузырьки и подарила их нам, а иконочку протерла, положила обратно и предложила присмотреться к ее поверхности. На полиграфическом изображении появились пузырики-фонтанчики и кювета снова начала наполняться благоухающим составом. Если бы мне кто-то рассказал, что кювета по объему большая, чем икона, может наполниться до краев, я бы не поверила. Но я видела это своими глазами и даже сфотографировала.

Валентина рассказывала, как обновляются старые иконы, как в комнате пахло сырой землей перед террактом 11 сентября, как приходил физик и говорил, что это конденсат в воздухе и смеялся над ней, но когда подержал Иверскую и миро потекло по его рукам — уверовал и крестился, как кричат бесноватые, как исцеляются болящие, и много-много еще историй, страшных близостью духовного мира. Бедная женщина. Я слушала все это и думала, что вот, не приведи Господь, случилось бы такое у меня — я же сошла бы с ума в считанные часы, если не от гордости, так от полной невозможности существовать рядом с постоянным чудом, а она вот держится, смиряется даже как-то.

Хотя вид у нее несколько блаженный. Но поскольку и ситуация, в которой она живет, не рядовая, то наверно ей простителен некоторый восторженный мистицизм… Говорит, что для нее великая тайна, почему именно в этой квартире все началось, и что она не знает, с какой целью Господь все это устроил. Но раз Ему так угодно, она готова принимать бесконечные толпы людей в своей квартире, которая теперь похожа вагон метро в час пик, раздавать всем пузырьки с миром, рассказывать снова и снова, как все началось, и как уверовал физик.

Где-то через час всех этих разговоров и размышлений, осязания и обоняния — мозг отключается в аварийном режиме. Блокируется та его часть, которая отвечает за распознование реальности и анализ происходящего. Начинаешь все воспринимать «как должное». Да, действительно, на вырезанной из календаря бумажной иконе проступила свежая кровь и пахнет она «естественно» кровью; да, а вот потекла капля мира и с моей иконы, привезенной из дома…

Обратно мы возвращались молча. Моя «скептически настроенная подруга» так и доехала до Москвы с открытым от удивления ртом — икона, которую она привезла с собой в Клин, замироточила у нее в руках. После этой поездки девушка стала регулярно ходить в храм, исповедоваться и причащаться. Миро на иконах, привезенных домой, застыло капельками и скоро засохло, но кружащий голову запах держался еще очень долго.

Если судить по плодам, как советует Священное Писание, то нас увиденное укрепило в вере и это плод положительный. Но желания поехать туда вновь нет, потому что страшно. Сверхъестесственность происходящего в Клину очевидна. Но вот от кого это все-таки происходит? От Бога или нет? Не ясно, а потому страшно. Разобраться в этом своим умом не представляется возможным. Страшно ошибиться, так как слишком масштабна будет эта ошибка.

Мироточение в Клину: почему плачут иконы?

Спустя семь лет бесконечный поток паломников и зевак в Клину-9 иссяк. Клинское «мироточение» оказалось почти забыто не только журналистами, но и церковными людьми. Почему? Выяснить это пытался наш корреспондент Дмитрий РЕБРОВ.

Хранительница икон

От Москвы более полутора часов на электричке, от станции автобусом в пригород — расположена квартира Валентины Жучковой, «хранительницы» клинского чуда, в военном гарнизоне на самой окраине города. Здесь, налево от проходных, в панельной пятиэтажке уже семь лет мироточат иконы. У входа в подъезд недавно выстроенная часовенка, безлюдно. «Вы на прием? Проходите», — Валентина сама открывает дверь. На вид ей не больше пятидесяти, невысокого роста, голова покрыта платком. — «Вот, это здесь!» — указывает она рукой на дверь комнаты. «Приезжают со всего СНГ, из Канады, из Бельгии, Вашингтона, Нью-Джерси», — объясняет Валентина охотно, но, узнав, что мы приехали не просто «в паломничество», а писать репортаж, становится неразговорчива. «Публикации мне не нужны, журналисты к моим словам постоянно прибавляют тысячи искажений. Мне не нужно рекламы. Я устала за семь лет принимать по пятьсот человек в день. Да и соседи обижаются, не устраивает их все это…». Но поскольку, сегодня кроме меня, других посетителей нет, Валентина Михайловна рассказывает, как семь лет назад у нее дома «заплакали» иконы.


«За много лет я убедилась, что миро появляется не из икон, а сходит как облако. Происходит это незаметно», — объясняет Валентина Жучкова. Практически на всех иконах крупные капли — «миро» повсюду: на ликах, на одежде. У некоторых икон, лежащих в деревянных киотах, капли только снаружи, на стеклянной дверце, но большинство лежат без окладов, и там капли равномерно распределены по всей поверхности. Пахнет чем-то вроде карамели, впрочем, не так сильно, как описывали СМИ семилетний давности. Главная святыня — Иверская икона в открытом киоте — практически полностью погружена в масло. «Эта икона по-прежнему мироточит сильнее всех», — говорит Валентина. «Смотрите. Видите как появляются капли?», — говорит она, доставая икону. (формат иконы не более 15-20 см по диагонали). «Миро» медленно стекает с иконы, и на ее блестящей и влажной поверхности становятся заметны по мере сползания масла вниз несколько вздутий, как бы капель. Чуть позже поверхность начинает покрываться мелкими пузырьками, как бы от воздуха. «Вы видите? А то некоторые смотрят на икону, и говорят: как она мироточит, покажите, я достаю им, мы оба смотрим, я вижу, а он нет! — беспокоится Валентина. — То есть они просто не верят своим глазам, видят и не верят!». Своим глазам я поверил.

«Не является ли это все это подлогом? Нет, не является», — объясняет нам через некоторое время уже в самом Клину протоиерей Алексей Тюков, клирик Скорбященского храма, участник специальной комиссии благочиния по изучению феномена мироточения. Кроме этой комиссии, в компетенцию которой входила богословская и пастырская экспертиза, с «клинским мироточением» работала и экспертная группа по описанию чудесных событий, происходящих в Русской Православной Церкви, при Синодальной богословской комиссии Московского Патриархата под председательством Павла Флоренского: «Научной экспертизой занималась синодальная группа, и они, как и мы, можем подтвердить, что истечение маслянистой жидкости действительно происходит. Говорить, что это подделка, у нас нет оснований».

Однако священнослужители, окормляющие приходы клинского благочиния, в разговоре о «чуде» аккуратно подбирают слова: «Мы называем это явление не мироточением, а истечением маслянистой жидкости, — отмечает отец Алексей, — ведь сам по себе факт «мироточения» еще не дает возможности говорить, что это явление от Бога». И такая осторожность не случайна. По Апокалипсису, нет такого чуда, которое не может подделать антихрист. Многое смущает священноначалие в «клинской истории».

«Здесь происходит множество чудес, обращения, исцеления, — продолжает рассказывать Валентина. — Как пример — моя собственная семья, ее жизнь ведь перевернулась коренным образом. То, о чем я и мечтать не могла, случилось: дочь, которая долго не могла родить ребенка, имеет сейчас четверых детей. Все мои дети были неверующие, а теперь пришли к вере, повенчались, и живут церковным браком».


В квартире с иконами сейчас никто не живет: дети перебрались в Клин, а сама Валентина — в Тверь, где о своем чуде старается не распространяться: «В тамошний храм хожу обычной прихожанкой», — признается она. Раза два в неделю Валентина приезжает в гарнизон, где принимает паломников: мирян, монахов, священнослужителей. На вопросы: «а почему чудо произошло именно у вас?», — скромно отвечает: «Не знаю, наверное, это связано с самим местом, потому что я обычный грешный человек, и не считаю себя достойной по каким-то заслугам этого чуда, я просто хранительница этих икон».

Чудо есть, послушания нет
«Если вы отправитесь к благочинному, он вам такого наговорит, я даже спорить со всем этим не хочу!», — вздыхает на вопрос об отношении местных священнослужителей к чуду «матушка Валентина», как ее на монашеский манер называют иногда паломники.

Семь лет назад между Валентиной Михайловной и пастырями Клинского благочиния возник конфликт. Началось все с того, что после нескольких вопросов священства «хранительница чуда» прогнала пришедшую к ней от благочиния комиссию. «Мы тогда пришли посмотреть, — хотелось все увидеть своими глазами, побеседовать, — рассказывает отец Алексий Тюков, — но вдруг увидели на полках «мироточащими», кроме икон, и весьма сомнительные изображения, такие как портрет Ивана Грозного, какие-то фотографии духовников Валентины. После нашего вопроса о неканоничности изображений Ивана Грозного Валентина Михайловна прервала разговор и попросила нас покинуть помещение. Мы пытались получить хоть какую-то информацию об исцелениях, которые, как она говорила, здесь происходят, но ничего конкретного узнать не смогли. Сама Валентина Михайловна объясняет отсутствие такой информации у нее тем, что ей это просто «не нужно», сперва «как-то записывала», а потом устала, «всего-то не перепишешь!»

С пастырского собрания, на которое ее пригласило местное священноначалие, Валентина ушла сама: «Она обрушилась тогда на нас с бурей критики: почему мы не признаем «ее» чудо, и почему мы не напечатали о нем в церковной газете, когда о других чудесах печатаем, — рассказывает благочинный Клинского округа протоиерей Борис Балашов. — Дело в том, что в поселке Нудоль Клинского района, в храме Преображения Господня тоже замироточила икона. Мы напечатали об этом небольшую заметку в церковном приложении к районной газете. Про Валентинины иконы мы писать не стали, потому что отнеслись к ним с осторожностью, выбрали выжидательную позицию. На собрание мы пригласили Валентину побеседовать, она же с порога стала возмущаться, упрекать нас, обвинять в «неверии».

Настоятель храма в честь преподобномученика Серафима Клинского, расположенного в гарнизоне, священник Игорь Ковалев, чьей прихожанкой до «мироточения» была Валентина, рассказывает, что первое время она приносила ему иконы показывать, однако в храме их «мироточение» каждый раз прекращалось. — «Поначалу в церковь отдавала, но да что их относить, если они там не мироточат?», — резонно замечает теперь Жучкова.

Священник Игорь Ковалев склонен расценивать характер «мироточений» в квартире Валентины как «абсолютно нецерковный». «Из всех людей, кто посетил Валентину в нашем микрорайоне, до этого в церковь вообще не заглядывая, после просмотра «мироточения» в храм пришел только один человек, — говорит он». Учитывая, что храм отца Игоря в военном городке единственный, а посетила квартиру Жучковой чуть ли не большая часть жителей гарнизона, «миссионерский улов» чуда действительно невелик. «Мы никогда никому не запрещали туда ходить, хотя и не благословляли, но сейчас ни один прихожанин в нашем храме не посещает квартиру Валентины, хоть поначалу к ней и стояли огромные очереди, — продолжает отец Игорь. — Сегодня ездить стали гораздо меньше, а многие из тех, кто приезжает, заходят по пути в наш храм, и, поговорив с прихожанами или со мною, обсудив это, часто и вовсе решают не идти в квартиру. И наоборот, те, кто уже возвращается из квартиры, — к нам в храм, как правило, не заходят».

По наблюдениям местного священства, вокруг Валентины и «мироточивых» икон очень быстро собралась экзальтированная публика. «В итоге все это выразилось в том, что Валентина Михайловна перестала участвовать в приходской жизни, перестала исповедоваться и причащаться в храмах нашего благочиния, предпочтя устраивать самостоятельные молебны у себя дома, перед иконами. Это, конечно, еще не раскол, но уже некая нездоровая самостийность, — считает благочинный округа протоиерей Борис Балашов. — К ней в «паломничество» стали приезжать какие-то священнослужители из других епархий, читать там акафисты, какие-то «старцы», к которым на «лечение» она стала водить знакомых женщин».


«Чудо ради чуда — бессмысленно. Бог не действует просто так, Он всегда имеет очень определенную цель в плане спасения человека. А, попадая под авторитет Валентины, люди, увлеченные ее харизмой, получают неверное представление о Боге, о духовной жизни, — говорит отец Алексий Тюков. — Например, одному нашему прихожанину Валентина сказала, что «к батюшке приходить не нужно, причащение тебе не поможет». Мы, конечно, не можем от каждой бабушки требовать высот аскетического трезвомыслия, и, действительно, сами не можем с уверенностью сказать что-либо о природе «клинского чуда», но если есть чудо, но нет послушания, а напротив — скандалы, разделения, нас, как пастырей, это настораживает и определяет наше отношение к этому «чуду» как в высшей степени осторожное. Плод духа — это мир, а не разделения. Поэтому мы не благословляем своих прихожан посещать эту квартиру. Не хули и не принимай, если не можешь со стопроцентной уверенностью определить, какого духа это чудо — это древний святоотеческий принцип по отношению к «чудесным» явлениям. Им мы и руководствуемся».

Валентина подтверждает, что не ходит в храм, где не верят в «ее» чудо. Ее нынешний духовник живет далеко, в Почаевской лавре, и, как она говорит, это он посоветовал ей не давать никаких интервью. Но пока мы прощаемся, уже в дверях, она, без каких-либо вопросов с моей стороны, вспоминает про «различные подходы в Церкви к одним и тем же вещам», а если конкретнее, то про наболевшее: «Я вот никаких паспортов с чипами, никаких карточек брать не собираюсь — заявляет она. — Я ведь и от пенсии отказалась, и ото всех льгот. Для меня так легче. Зачем я под номером буду ходить? Я под именем своим хочу! Сейчас про Диомида говорят, что мол, это раскольник, он мол такой-сякой… А он ведь здесь был, и был не один раз! И хотя бы один епископ был таким, как он, так бы мнение свое высказывал, это же мученик просто!»

«Вы думаете почему иконы плачут?» — спрашивает она в последний момент, и сама же отвечает на свой вопрос: «Может именно потому и плачут, что вокруг все «зачипированно», везде эти карточки… Просто Бог видит, как мы живем, вот и плачут они!» Возможно, сама того не заметив, Валентина Жучкова сказала «мы». Только вот кого она имела в виду под этим «мы»: себя ли, пастырей благочиния, еще кого-то или всех вместе, осталось загадкой.

Что говорят об этом удивительном явлении учёные и скептики? Каковы результаты лабораторных исследований? Действительно ли мироточение - настоящее волшебство, а не дело рук человека?

Религиозные тайны ароматического масла

Специальные эфирные масла, изготовляемые по старинным технологиям, нашли применение в обрядах христианской религии довольно давно. Ароматные жидкие субстанции, обязательно освящаемые в храмах, во все времена широко использовались в обрядах миропомазания человека, освящения религиозных строений, дворцов правителей государств, особенно алтарей и престолов. К этим ароматическим маслам применяли специальный термин «миро», пришедший в обиход из дуэта 2-х языков: старославянского и древнегреческого.

Каково же было удивление верующих, когда миру впервые явилось чудо – капли маслянистой жидкости самопроизвольно стали появляться на некоторых иконах, мощах святых, религиозных статуях. Казалось, что тягучие шарики смолы, струйки, капли крови или прозрачные следы росы, обладающие по поверьям лечебными и очищающими свойствами, посланы на Землю самим небом.

Результаты лабораторных анализов

Провести лабораторный анализ неизвестно откуда появляющейся ароматной жидкости пробовали ученые в разных уголках планеты. Серия анализов показала, что химический состав загадочных жидкостей никогда не повторяется, кровь обычно принадлежит мужчинам или женщинам и имеет разные группы, а ароматические выделения вообще представляют собой самые разные растворы органических и неорганических веществ.

Серьезным препятствием для научных изысканий оказались законы церкви – святые иконы и изваяния не могут быть подвергнуты богохульственным опытам. Светлые капельки тщательно собирались в сосуды для миро, становились священным раритетом для прихожан и священнослужителей.

На некоторых иконах благовонные испарения появляются с завидным постоянством и даже в определенное время, другие святые реликвии показали чудесные свойства миру всего один раз, теряя на этом магическую способность. Интересным можно считать тот факт, что мироточение икон и статуй приобрело массовый характер в последние десятилетия. Начало процессу положили 90-е годы ХХ столетия, ХХΙ век процесс проявления чуда не сгладил, на территории России, Беларуси и Украины «плач святых» принял массовый характер.

Выводы высокой комиссии

Без всякого преувеличения чудодейственные рыдания великих святых богословы расценивают, как некий знак, разгадать значение коего пока никому не удалось. Чтобы явление не вызывало никаких сомнений у любопытной публики и христианской паствы, богословы решились на отчаянный шаг – создание единой комиссии, объединяющей священнослужителей и атеистов. Результат работы комиссии неутешителен: плач и стенания икон и мощей имеет место быть и увеличивается в арифметической прогрессии. Раньше чудотворные явления неизменно предвещали изменение хода мировой истории или пророчили знаковые события.

Самые известные мироточащие иконы

Всемирно известными считаются:

  • ежегодно происходящий выброс жидких благовоний из могилы одного из учеников Христа - Иоанна Богослова;
  • постоянное мироточение, исходящее из места хранения мощей Святого Николая Чудотворца в итальянском городке Бари;
  • аинственное исчезновение Монреальско-Иверской иконы Божией Матери, непрерывно источающей ароматное миро в течение 15-ти лет, а затем бесследно пропавшей из виду;
  • кровавые слезы иконы Божьей Матери «Умягчение злых сердец» в храме севастопольского военного гарнизона в Крыму в 2009 г;
  • мироточение святых мощей Дмитрия Ростовского, известного также под именем Дмитрий Солунский, ставшее постоянным процессом с древних веков и описанное в летописях.

Этот список можно продолжать бесконечно. Религиозное волшебство поражает воображение верующих все в новых и новых уголках планеты, начинает казаться, что этот процесс не прекращается, а только начинает набирать обороты.

Мнение учёных и скептиков

Анализ сведений о чудесах нового появления маслянистых благовоний всякий раз подвергается сомнениям и изучению. Ученые уже сделали выводы, что рождение ароматного масла на иконах более характерно для «молодых» иконописных творений, а появление миро или кровяных капель на статуях пытаются объяснить с помощью описания свойств материалов для их изготовления или тайных отверстий с жидкостями, невидимых невооруженным глазом.

Скептики берут на себя смелость утверждать, что мироточение икон и статуй – это мистификация, призванная возродить интерес населения к религии. Чудеса с миро объясняют капиллярным эффектом, конденсацией паров ароматических масел, используемых в лампадах или мошенническим нанесением маслообразных жидкостей на контактную поверхность.

Не утихают споры и вокруг возникновения кровавых следов на иконах, красных слез и выделений, возникающих в различных местах статуй. Поставить точку в объяснении чудотворных явлений человечеству еще предстоит в будущем, а пока мироточение остается загадкой, неизменно привлекающей к себе внимание со стороны прихожан и общественности.

Мироточение святых образов наряду с сиянием и благоуханием - это особые знамения иконы Богом, знаки возложения на нее какой-то особой миссии для людей, донесения до человечества определенного сообщения. В истории Православной Церкви существует много чудотворных образов.

Мать-Заступница

Неудивительно, что больше всего таких икон представлено образами Богородицы, Небесной Заступницы человечества. Кто еще так переживает за своих детей, как не мать? Икона плачущая Богородица скорбит по своим нерадивым детям, то есть по нам, оплакивает нашу нерадивость, страдает от нашего грехопадения. Образа источают не только слезы или миро, но и кровь, появление которой считается предзнаменованием, предвестником беды.

Образа Святой Девы признавались чудотворными, когда они помогали людям – исцеляли болеющих, защищали от врагов и стихийных бедствий. Иконы перемещались, обретались, мироточили, их помощь порой сопровождало явление Богородицы кому-нибудь во сне, в котором она уточняла место обретения Ее образа.

Святые чудотворные образы Богородицы

Самые распространенные плачущие иконы с ликом Богородицы – это Пряжевская, Ильинская-Черниговская, а также Казанская-Высочиновская, новгородская икона Божьей Матери плачущая «Умиление» и это далеко не полный список святых образов, известных православному миру.

Исторические факты "плача" образов

Чудо под названием «плачущая икона» являлось людям еще в древности. Еще в 4-м веке нашей эры мироточил Писидийский образ Богоматери в Созополе. В 13 веке горожане Великого Устюга молились о спасении города от каменного града, и чудесное миро появилось на иконе Благовещения. В 1592 году сама себя спасла икона Божьей Матери плачущая под названием «Похвала Пресвятой Богородицы». Разбойники похитили святой образ с горы Афон, испугались, когда икона заплакала, и тотчас вернули ее на место.

В 1848 году в московском доме одного полковника на Пасху замироточил список образа Божьей Матери «Споручница грешных». Каплями миро, которые имели маслянистую консистенцию и очень приятный аромат, впоследствии исцелили больных.

В 1991 году на святках в московском Николо-Перервинском монастыре плакала икона Державная, летом того же года в вологодском храме на очах Нерукотворного Спаса появились слезы, плачущая икона с ликом Богородицы в местном храме поразила и жителей Грузии.

Неоднократно озадачивали и удивляли иконы святых покровителей русских царей, например, мироточила Федоровская икона в 1994 году. Это происходило в Царском Селе. Когда члены царской семьи были официально признаны мучениками, Владимирская икона Богородицы источала сильный аромат духов, любимых императрицей Александрой Федоровной. Позже этот аромат стал известной всем «Красной Москвой».

Когда кровь струится по иконам

Когда святой образ кровоточит, это не просто плачущая икона. Сон, в котором вы ее видите, трактуется сомнологами как предзнаменование какого-то плохого, горестного события. Исторические факты кровоточения святых ликов и событий, которые происходили позже, кто-то может считать простыми совпадениями, но многие священнослужители считают появление крови на святом образе предзнаменованием беды.

Например, в иерусалимском храме Гроба Господня, находится икона плачущая кровью. Речь идет об образе «Возложение тернового венца». Сюжет ее представляет собой рассказ об издевательствах римлян над Иисусом в последние часы его жизни.

С начала нашей эры этот образ кровоточил трижды, и все случаи происходили накануне Пасхи. В 1572 году за несколько дней до Варфоломеевской ночи по образу потекла кровавая жидкость, а 24 августа в Париже была уничтожена практически треть населения. Второй случай произошел в 1939 году, незадолго до начала Второй Мировой войны. Наконец, в апреле 2001 года факт кровоточения святого образа засвидетельствовали пораженные паломники в ночь на Великую субботу, а 11 сентября 2001 года впоследствии теракта рухнули нью-йоркские небоскребы, трагедия унесла сотни жизней. Так не были ли факты появления кровавых слез на образе своеобразными знаками, предвещающими беду?

Что уж говорить о том, что плачущая икона Иверская храма станицы Зеленчукская поразила всех селян кровавыми слезами прямо перед началом чеченской войны? Также трагическим знамением оказались и слезы на образе перед захватом школы в Беслане 1 сентября 2004 года.

Немного научного

В настоящее время созданы и работают специальные организации по выяснению причин и источников мироточения икон. В эти комиссии входят группы ученых различных дисциплин и богословская диаспора.

В 1999 году Московская патриархия дала согласие на основание Комитета, миссией которого является описание фактов чудесного мироточения икон, которые когда-либо происходили в России. Выяснилось, что миро различается по виду, цвету, запаху и консистенции - есть густой, тягучий как смола, а есть прозрачный, как роса. Миро имеет очень устойчивый и густой запах роз, сирени или ладана. По форме и размеру капли тоже очень отличаются друг от друга. Иногда капли появляются на всем изображении, иногда сочатся точечно. Известны случаи течения миро против силы притяжения – снизу вверх, более того, есть мнение, что воздействие миро обновляет икону, краски образа становятся ярче.

Они живые?

Патриархат Москвы также вовлечен в исследования миро, выделяемого иконами. Выводы, которые сделала Патриархия по поводу состава чудесного вещества, гласят, что это белковая субстанция неведомого происхождения. Исследовались разного вида миро, некоторые из них имеют сходство по составу с маслами, слезами человека или плазмой его крови. Например, анализ состава миро, источаемого святыми мощами, покоящимися в Киево-Печерской лавре, показал, что в его основе - белок, который может генерировать только живое существо. И неужели плачущая икона действительно осмысленно посылает нам определенные знаки? У ученых нет ответа на этот вопрос. А у вас?

Для Православной церкви, икона — это особая форма Божественного откровения и неотъемлемая часть всей веры. И в этом не возможно усомниться, ведь лики святых могут не только бездвижно слушать молящегося, но и мироточить. Узнайте, к чему верующих готовит это чудо, стоит ждать великой беды или спасение.

Почему плачут иконы

Мироточение — это настоящее православное чудо, которое является к истинно верующим людям в особо тяжелой момент жизни. Это может касаться целого народа, а может заплакать икона и у человека, который оказался в страшной жизненной ситуации.

Известны случаи, когда иконы плакали за несколько дней до большой беды. Например, в 2004 году, икона с изображением Тихона Задонского замироточила, а на следующий день, разбился пассажирский самолет ТУ — 154.

Тоже самое случилось в Беслане за несколько дней до захвата террористами школы. 29 августа 2004 года заплакал образ Иисуса Христа, а через несколько дней случился теракт, который потряс всю страну.

Плачущая икона может стать предвестником несчастья не только для того, чтобы предупредить людей о беде, но и чтобы укрепить в православных вера в Бога.

Мироточащий образ может говорить и о скором избавлении от бед и предупредить о предстоящий радости. Известны случаи, когда в доме где заплакала икона, выздоравливали смертельно больные люди.

Кровоточащие иконы

Бывает, что лики Святых кровоточат, красные слезы на образах знак к всеобщему покаянию. Служители церкви утверждают, что кровавые слезы на образах, говорят о том, что люди отдалились от Бога и совершают страшные грехи.

В женском монастыре в Ленинградской области закровоточила икона Пресвятой Богородицы в день начала конфликта на Украине . Красные пятна на образе появляются до сих пор.

Таких случаев известно большое множество. Во время войн, в которых гибнут неповинные люди, Святые проливаю кровь, чтобы напомнить миру о Боге и человечности.

Подлинность мироточения

К любому чуду стоит относиться внимательно и осторожно. К сожалению плачущими иконами пытались воспользоваться множество мошенников. Есть несколько простых правил, которые отличат подлинный плач от обмана.

  • Мироточение никогда не связано с определенным местом.
  • Лик Святого или Богородицы никогда не плачет в присутствии какого то одного живого человека, это чудо способен увидеть каждый.
  • Подлинное мироточение не может прекратиться только потому, что икону принесли в храм.

Настоящее православное чудо может явиться толь истинно верующему человеку. Слезы на образах могут предзнаменовать страшные несчастья и готовить людей к великим спасением. Но в любом случаи Святые напоминают нам о том, что стоит покаяться и стать ближе к Богу. Нельзя забывать, что прежде всего — мы люди. Желаем вам удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

26.07.2015 09:30

Порча на кровь способна нанести непоправимый вред здоровью, лишить удачи и привести к катастрофическим последствиям. ...

Многие сталкиваются с безответной любовью, когда все мысли и мечты ориентированы на одного конкретного человека. ...

Понравилась статья? Поделитесь ей