Контакты

Кто написал канон. Канон и Акафист: что это такое, и чем они отличаются? Совмещенные каноны перед причастием

от гр. Капоп, образец, правило): идеальный образец, которого следует придерживаться. У Канта - комплекс априорных принципов, управляющих познанием и составляющих рамку для познания мира, в том случае, если они соотносимы с возможным опытом.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КАНОН

система внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве какого-либо исторического периода или направления и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства. Каноничность в первую очередь присуща древнему и средневековому искусству. В пластике Древнего Египта утвердился канон пропорций человеческого тела; переосмысленный древнегреческой классикой, он был теоретически закреплен скульптором Поликлетом (5 в. до н. э.) в трактате «Канон» и практически воплощен в его статуе «Дорифор», также получившей название «Канон». Разработанная Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела стала нормой для античности и-с некоторыми изменениями - для художников Ренессанса и классицизма. Витрувий применял термин «канон» к совокупности правил архитектурного творчества. В изобразительном искусстве восточного и европейского Средневековья, особенно в культовом, утвердился иконографический канон. Выработанные в процессе многовековой художественной практики главные композиционные схемы и соответствующие элементы изображения тех или иных персонажей (в т. ч. их одежд, поз, жестов), деталей пейзажа или архитектуры уже с 9 в. утвердились в качестве канонических и служили образцами для художников стран восточно-христианского ареала до 17 в. Строгим канонам подчинялось и песенно-поэтическое творчество Византии. В частности, каноном называлась одна из наиболее сложных форм византийской гимнографии (8 в.). Он состоял из девяти песен, каждая из которых имела определенную структуру. Первая строфа каждой песни (ирмос) почти всегда составлялась на основе тем и образов, взятых из Ветхого Завета, в остальных строфах (тропарях) поэтически и музыкально развивались темы ирмосов. В западноевропейской музыке с 12-13 вв. под названием «канон» получает развитие особая форма многоголосия. Элементы ее сохранились в музыке до 20 в. (у П. Хиндемита, Б. Бартока, Д. Шостаковича и др.). Каноническая нормативизация искусства, часто перераставшая в формализаторский академизм, характерна для эстетики классицизма.

Проблема канона была поставлена на теоретический уровень в эстетических и искусствоведческих исследованиях только в 20 в. А. Ф. Лосев определял канон как «количественно-структурную модель художественного произведения такого стиля, который, являясь определенным социально-историческим показателем, интерпретируется как принцип конструирования известного множества произведений» (Лосев А. Ф. О понятии художественного канона.- В сб.: Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973, с. 15). Ю. М. Лотман, исследовавший информационно-семиотический аспект канона, считал, что канонизированный текст организован не по образцу естественного языка, а «по принципу музыкальной структуры», и поэтому выступает не столько источником информации, сколько ее возбудителем. Канонический текст по-новому организует имеющуюся у субъекта информацию, «перекодирует его личность» (Лотман Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс.- Там же, с. 16-22).

Роль канона в процессе исторического бытия искусства двойственна. Будучи носителем традиций определенного художественного мышления и соответствующей художественной практики, канон выражал эстетический идеал той или иной эпохи, культуры, народа, художественного направления и т. п. В этом его продуктивная роль в истории культуры. Когда же со сменой культурно-исторических эпох меняется эстетический идеал и вся система художественного мышления, канон ушедшей эпохи становится тормозом в развитии искусства, мешает ему адекватно выражать духовно-практическую ситуацию своего времени. В процессе культурно-исторического развития этот канон преодолевается новым творческим опытом. В конкретном произведении искусства каноническая схема не является носителем собственно художественного значения, возникающего на ее основе (в «канонических» искусствах - благодаря ей) в каждом акте художественного творчества или эстетического восприятия.

Художественно-эстетическая значимость канона заключается в том, что каноническая схема, закрепленная материально или существующая только в сознании художника (и реципиентов данной культуры), являясь конструктивной основой художественного символа, как бы провоцирует талантливого мастера на преодоление этой схемы внутри нее самой с помощью мало заметных, но художественно значимых отклонений от нее в нюансах всех элементов изобразительно-выразительного языка. В психике реципиента каноническая схема возбуждала устойчивый комплекс традиционной для его времени и культуры информации, а конкретные художественно организованные вариации элементов формы побуждали его к углубленному всматриванию во вроде бы знакомый, но в чем-то новый образ, к стремлению проникнуть в его сущностью, архетипические основания, к открытию каких-то еще неизвестных духовных глубин.

Лит.: Лосев А. Ф. Художественные каноны как проблема стиля.- В сб.: Вопросы эстетики. М.. 1964, в. 6, с. 351-99; Бычков В. В. Эстетические аспекты иконографического канона в восточно-христианском искусстве.- В сб.: Вопросы теории и истории эстетики. М., 1972, в. 7, с. 148-68; Он же. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. M., 1999, т. 1, с. 483-507; т. 2, с. 91-98; Померанцева H. А. Эстетические основы древнеегипетского канона.- Она же. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М., 1985; Флоренский П. А. Иконостас. М., 1994; Булгакове. Икона и иконопочитание. М„ 1996.

Отличное определение

Неполное определение ↓

  1. Канон - (греч. κανών), в общем значении - правило, норма, образец к.-л. деятельности или мировоззрения; в библеистике - совокупность принятых Церковью свящ. книг Библии, содержащих Божественное Откровение (канон Св. Писания); в каноническом праве - статья церк. Католическая энциклопедия
  2. КАНОН - КАНОН - жанровая форма литургической поэзии, вид церковной поэмы-гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4-6) - тропарями. Пришел на смену кондаку в 8 в. ("Великий канон" Андрея Китского). Большой энциклопедический словарь
  3. канон - сущ., кол-во синонимов: 10 закон 22 извод 13 инструмент 541 мифоканон 1 норма 34 параклис 1 песнопения 42 положение 92 правило 32 установление 44 Словарь синонимов русского языка
  4. канон - КАНОН, а, м. 1. Правило, непреложное положение какого-н. направления, учения (книжн.). Эстетические каноны классицизма. 2. Церковное установление, правило (книжн.). Религиозные каноны. 3. Церковное хоровое песнопение в честь святого или праздника (спец.). Пасхальный к. | прил. канонический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  5. Канон - (греч. kanon - правило, мерило), в изобразительном искусстве совокупность твёрдо установленных правил, определяющих в художественных произведениях нормы композиции и колорита, систему пропорций либо иконографию данного типа изображения... Художественная энциклопедия
  6. канон - сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? канона, чему? канону, (вижу) что? канон, чем? каноном, о чём? о каноне; мн. что? каноны, (нет) чего? канонов, чему? канонам, (вижу) что? каноны, чем? канонами, о чём? о канонах... Толковый словарь Дмитриева
  7. КАНОН - КАНОН (от греч. /canon - норма, правило) - англ. canon; нем. Kanon. 1. Правило, норма, образец. 2. Правила в области религиозной догматики, культа, возведенные христианской церковью в закон. 3. Свод положений, имеющих догматический характер. Социологический словарь
  8. Канон - (от греч. kanon - норма, правило). 1) В Др. Греции устройство для изучения и демонстрации соотношений тонов, образуемых разл. частями колеблющейся струны; со 2 в. получило назв. монохорда. Музыкальная энциклопедия
  9. Канон - Панихидный столик в церкви, на который ставится гроб с покойником. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) * * * (греч. Архитектурный словарь
  10. канон - Старославянское – канонъ. В древнерусском языке слово начинает употребляться с конца X в. Оно проникло в русский язык из греческого после принятия на Руси христианства посредством старославянского. Этимологический словарь Семёнова
  11. Канон - I Кано́н (от греч. kanon - норма, правило) свод положений, имеющих догматический характер. 1) Библейский К. - совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными» (в отличие от апокрифов (См. Большая советская энциклопедия
  12. канон - орф. канон, -а Орфографический словарь Лопатина
  13. канон - канон, -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  14. канон - I. КАНОН I а, м. canon m., ит. cannone > нем. Kannone, гол. kanon. Пушка. После 20 гг. 18 в. выпадает из употр. Бирж. 118. Порох в канон вложенный. 1709. Браун Арт. 41. Место для канона ди Корсия или тяжкия пушки. 1709. Алярд 126. Словарь галлицизмов русского языка
  15. Канон - (греч. kanon – норма, правило) свод положений, имеющих догматический характер. Библейский канон: совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными», применяемых в богослужении в качестве «священного писания». Словарь по культурологии
  16. КАНОН - (греч. kanon - правило) - 1) Принятое христ. церковью, в отличие от гражд. закона, постановление, касающееся внутр. распорядка, морали (особенно служителей церкви), семейных отношений и культа. Первые сборники К. появились в 4 в. Для вост. церкви осн. Советская историческая энциклопедия
  17. канон - Канона, м. [греч. kanon]. 1. Правило или установление церкви в той или иной области (богослужения, обрядов, иерархических отношений и т. п.), утвержденное какой-н. верховной церковной инстанцией (церк.). Большой словарь иностранных слов
  18. канон - кано́н "церковное установление, церк. гимн", наряду с кану́н "молебен перед вечерней службой" (откуда накану́не), др.- русск., сербск.-цслав. канонъ "церк. правило" (с 1382 г.), "песнь во славу к.-л. святого" (мин. 1097 г. и др. Этимологический словарь Макса Фасмера
  19. канон - КАН’ОН, канона, ·муж. (·греч. kanon). 1. Правило или установление церкви в той или иной области (богослужения, обрядов, иерархических отношений и т.п.), утвержденное какой-нибудь верховной церковной инстанцией (церк.). Толковый словарь Ушакова
  20. канон - Канун (перс. ганун), струнный щипковый музыкальный инструмент трапециевидной формы, при игре кладётся на колени. распространён на Ближнем и Среднем Востоке. Этнографический словарь
  21. канон - Правило (греч.); в церковном употреблении это слово имеет двоякое значение. Во-первых, это правило, которое Церковь постановляет в отношении веры для обязательного выполнения со стороны верующих христиан. Краткий церковнославянский словарь
  22. канон - КАНОН -а; м. [греч. kanōn - правило, предписание] 1. Правило, непреложное положение какого-л. направления, учения. Каноны классицизма. Каноны академической школы живописи. 2. Установленное и узаконенное высшей церковной иерархией правило или догмат. Толковый словарь Кузнецова
  23. КАНОН - КАНОН (греч. κανών – норма, правило) – система внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве какого-либо исторического периода или направления и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства. Новая философская энциклопедия

Многие верующие, тем более воцерковленные, регулярно посещающие храм люди, знают о таких длинных молитвословиях, как каноны. По сути, это небольшие богослужения, которые может совершать дома каждый человек по своему желанию, в любое время. Люди, недавно пришедшие к Церкви, по рвению к молитве могут читать их часто, даже соревнуясь друг с другом в количестве.
Однако количество молитв — не повод для гордости. Человек, живущий духовной жизнью, понимает, что помимо молитвы важно самосовершенствоваться, помогать людям. Тем не менее, каждый из нас испытывает потребность обратиться ко Господу, Богородице святым в определенных случаях жизни, излить в длительной молитве душу. Здесь и помогают каноны и акафисты.

Сборники этих молитвословий — соответственно, канонники (так может называться и обычный молитвослов, включающий в дополнение к канонам и молитвы утренние, вечерние, перед Причастием). Обычно в них нет пояснений, как правильно читать эти молитвы дома. Поэтому наша статья расскажет о канонах и их видах, о том, как правильно читать эти молитвы сами по себе и перед Причастием.

Состав канона

Канон — традиционное песнопение, входящее в состав каждого церковного богослужения. Это гимн, посвященный прославлению Спасителя и Бога нашего Иисуса Христа, Святой Троицы, Матери Божией, праздника или святого (такие каноны составлены почти всем святым). Каждый канон имеет отсылки и к Новому, и к Ветхому Завету. Самые первые каноны появились в VII веке — точнее, появилась привычная нам их форма. Возможно, она берет начало еще из греческих песнопений, посвященных языческим богам, или из первохристианских гимнов. Первые каноны написаны двумя святыми: Андреем Критским, он создал Великий Канон, и Иоанном Дамаскиным

    Если вы читаете канон самостоятельно, в его начале будет название жанра и кому посвящено молитвословие, например: «Канон Ангелу-Хранителю».

    Канон составлен из ряда песен, состоящих, в свою очередь, из предначинательной песни — ирмоса и нескольких тропарей (их число колеблется в пределах шести, но в Каноне Великом их может быть до пары-тройки десятков). У каждой песни каждого канона одна тема, взятая из Ветхого Завета: например, тема первой песни — переход народа Израиля под предводительством Моисея по дну Красного моря «как посуху». Раньше, в древности эти библейские тексты читались перед песнями, но со временем (видимо, чтобы не утомлять людей однообразным чтением за каждым богослужением) в каждом каноне появились ирмосы, где библейские темы осмысляются поэтически. Сегодня эти отрывки из Библии в оригинале можно прочитать самостоятельно или услышать во время чтения великого Канона в первые четыре дня Великого поста, на богослужениях утрени.

    Важной частью канона в церковном богослужении утрени (служится сегодня за Всенощным бдением вечером) является пение перед девятой песнью канона поется песнь, которую пела Сама Богородица, на русском: «Возвеличивает душа Моя Господа и возрадовался дух мой о Боге и Спасителе моем» — с припевом, прославляющим Богородицу, на русском:

«Пребывающая ближе к Богу, чем Херувимы и более славная, чем Серафимы, без нарушения чистоты Ты родила Бога Слово, Тебя, истинную Богородицу, мы возвеличиваем». Далее:
Он снизошел к смирению рабы Своей, и потому с сегодняшнего дня обо Мне радуются все поколения людей.

Мое величие даровал Сильный Бог, и свято имя Его, и милость даст Он всем поколениям боящимся Его.
Припев: Пребывающая ближе к Богу…
Сотворил державу силой Своей Он, и рассеял гордых по лицу Земли из-за замыслов их сердец.
Припев: Пребывающая ближе к Богу…
Низложил сильных с престолов власти, и возвел на высоту смиренных; нуждающихся одарил благами, а хвастающихся отослал ни с чем.
Припев: Пребывающая ближе к Богу…
Принял народ Израиля, ребенка Своего, вспомнил обещания милости, которые дал отцам нашим, Аврааму и потомству его навечно.
Припев: Пребывающая ближе к Богу…"

В богослужебной русской церковной традиции ирмосы обычно поются, а тропари, то есть маленькие молитвословия внутри песни, читаются. Каждый тропарь сопровождается припевом, например, в Покаянном и Великом каноне: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». Исключение — канон Святой Пасхи, который поется полностью, как раньше в Византии пелись все каноны.

    В каноне бывает определенное число песен: 2, 3, 4, 8 и 9. Чаще всего их восемь (можно заметить, что в нумерации пропущена пропущена вторая песнь — таким образом, девятипесенный канон становится восьмипесенным; это делается для отличия остальных от торжественного, Великого Канона, самого первого).

    Трех- и четырехпесенные каноны принадлежат к кругу богослужения Великого поста и послепасхальных Светлых дней — они читаются во время Великого поста и Пятидесятницы.

    Единственный девятипесенный Канон — Великий Канон святого Андрея Критского.

    Единственный двухпесенный Канон читается в Великий Вторник.


Распространенные каноны

    Великий Канон святого Андрея Критского — произведение, написанное критским архиепископом VIII века, святителем Андреем. Он создал канон, каясь в грехе впадения в ересь, а дополнил Канон современником святителя Андрея — преподобный Иоанн Дамаскин. Вся Православная Церковь к концу IX века уже читала Великий канон, написанный от первого лица. Он состоит из 250 тропарей, где верующий вспоминает библейские события от грехопадения Адама до Крестной смерти и Воскресения Христа как жизнеописание собственной души, сопоставляя ее с произошедшими в истории человечества событиями. Великий канон традиционно читается по частям в первые четыре дня Великого поста на великом повечерии. Такая традиция позволяет православным настроиться на покаяние и изменение своей души во время Великого поста.

    Пасхальный канон или Канон Святой Пасхи. Он поется в церкви ночью во время Пасхальной утрени, сразу после Пасхального крестного хода, а затем каждую субботу за Всенощным бдением до отдания Пасхи и праздника Вознесения.

    Каноны к Причастию: Покаянный ко Господу Иисусу Христу, Молебный канон Богородице и Канон Ангелу-Хранителю. Во многих молитвословах и на интернет-сайтах они соединяются, потому что имеют общий ирмос. Их можно читать и по отдельности в любое время, по вашему желанию и лучше перед иконами Господа, Богородицы и Ангела.


Канон и акафист — богослужения для мирян

    Канон читается в церкви за богослужением ежедневно, а акафист — только в день Похвалы Богородицы, Субботу Акафиста (перед Благовещением). Остальные акафисты читают дома или во время молебнов с акафистом, которые совершаются на заказ или по приходской традиции.

    Считается, что акафист более легок для восприятия, ведь в нем меньше описательных частей, библейских цитат.

    Известно, что большинство канонов создано отцами Церкви, святыми, а вот ряд акафистов написан простыми мирянами. Этот жанр особенно любим в России по сравнению с иными православными странами и широко распространился у нас в XIX веке.

    Акафист рассказывает о новозаветных событиях, редко вспоминая Ветхий Завет.

    Акафист меньше привязан к богослужебному уставу.

    Самое просто отличие, которое бросается в глаза даже ученикам воскресных школ — в акафисте много раз встречается слово-призыв «Радуйся».


Совмещенные каноны к Причастию

К Таинству Св. Причащения необходимо себя подготовить, это называется «поговеть», «говение». Подготовка включает чтение особых молитв по молитвослову, пост и покаяние:

  • Готовьтесь постом 2-3 дня. Нужно быть умеренным в пище, отказаться от мяса, в идеале — от мяса, молока, яиц, если вы не больны и не беременны.
  • Старайтесь в течение этих дней прочитывать утреннее и вечернее молитвенное правило с вниманием и усердием. Читайте духовную литературу, особенно необходимую для подготовки к Исповеди.
  • Откажитесь от развлечений, посещения шумных мест отдыха.
  • Примиритесь с людьми, с которыми вы состоите в серьезной ссоре.
  • Лучше посетить вечернее богослужение — Всенощное бдение. Можно исповедоваться во время него, если в храме будет осуществляться Исповедь, или прийти в храм к утренней Исповеди.
  • Перед утренней Литургией не ешьте и не пейте ничего после полуночи и утром.

Исповедь перед Причастием является необходимой частью подготовки к нему. Никто не допускается к Причастию без Исповеди, кроме людей в смертельной опасности и детей до семи лет. Есть ряд свидетельств людей, пришедших к Причастию без Исповеди — ведь священники из-за многолюдства, бывает, не могут отследить этого. Такой поступок — большой грех. Господь наказывал их за дерзость трудностями, болезнями и скорбями.

Нельзя причащаться женщинам во время месячных и сразу после родов: молодые мамы допускаются к Причастию только после прочтения священником над ними молитвы на очищение.

За несколько дней (можно и за один вечер, но вы устанете) прочитайте по молитвослову или онлайн канон покаянный Господу Иисусу Христу, каноны Богородице и Ангелу-Хранителю (найдите текст, где они соединены), а также Правило к Причастию (оно тоже включает в себя небольшой канон, несколько псалмов и молитвы).


Почему читают три канона

Это освященная Церковью традиция. Ясно, что молятся Самому Богу и Его Матери, а еще обращаются к Ангелу-Хранителю.

У каждого православного христианина есть «свой Ангел» — это Ангел-Хранитель, который оберегает вас с момента Крещения, Небесное существо.

  • Ангелы ближе всех к людям и пребывают на самом низу иерархии Небесных Сил. Они чаще всего являлись людям, обычно праведникам и святым, но бывало, что наказывали или вразумляли грешников.
  • По словам Священного предания, Ангелы — личности, но природа их отличается от человеческой и животной. Они выше, совершеннее людей, хотя и у них есть ограничения.
  • Они невидимы для человеческого глаза, но могут открываться людям, только по воле Божией.
  • Являясь в человеческом мире, они могут влиять на него (в Ветхом Завете сохранены истории, как Ангелы разрушали города язычников).
  • Они передвигаются и по земле, и в воде, и в воздухе.
  • Ангелы могут читать мысли людей и умеют говорить с людьми всех национальностей на всех языках.
  • Ангелы похожи друг на друга и не имеют пола, изображаясь обычно в виде прекрасных юношей.

Молитва Ангелам Божиим — невидимый щит православного христианина, сильная защита от зла, ведь эти небесные существа постоянно борются с бесами за души людей. Молиться нужно всегда со вниманием и искренней верой в помощь, в то, что даже слабая молитва обычного, не святого человека дойдет до вашего личного Небесного помощника — Ангела, и он заступится за вас пред Богом.

Молиться Ангелу, своему заступнику, можно кроме канона своими словами, искренне, просто и в любое время. Кроме того, Церковь благословляет читать по молитвослову молитвы утренние и вечерние. Начните с прочтения молитвы своему личному Хранителю.


Значение Таинства Причащения

Православная Церковь имеет семь Таинств. Все они установлены Господом и имеют своим основанием Его слова, сохраненные в Евангелии. Таинством Церкви называется священнодействие, где с помощью внешних знаков, обрядов незримо, то есть таинственно, откуда и название, людям подается благодать Святаго Духа. Спасительная сила Божия истинна, в отличие от «энергетики» и магии духов тьмы, которые только обещают помощь, на самом же деле губят души.

Кроме того, Предание Церкви говорит, что в Таинствах, в отличие от домашних молитв, молебнов или панихид, благодать обещана Самим Богом и просвещение подается человеку, подготовившемуся к Таинствам верно, приходящего с искренней верой и покаянием, пониманием своей греховности перед Безгрешным Спасителем нашим.

Господь благословил апостолов совершать семь Таинств, которые обычно именуются в порядке от рождения до смерти человека: Крещение, Миропомазание, Покаяние (исповедь), Причащение, Венчание (брак), Священство, Елеосвящение (Соборование).

Таинство Евхаристии, Причастия было установлено Самим Господом во время Тайной Вечери, в Страстной Четверг, перед Распятием. Это событие описывают все евангелисты и наиболее подробно — апостол Иоанн Богослов.

Вечеря по-русски означает «ужин». Тайным он был потому, что Христа в тот момент уже разыскивали фарисеи, ожидая предательства Иуды, ради предания Господа смертной казни. Христос как Всеведущий Бог знал, что этот ужин — последний, и сделал его втайне, чтобы важную трапезу не прервали. Местом ее он избрал место в Иерусалиме, называемое ныне Сионская горница.

За Тайной Вечерей Господь дал последние наставления апостолам, вновь напомнил, что Он должен покинуть них, умерев страшной смертью. Христос называет учеников детьми — как никогда раньше — и призывает их любить друг друга, как Сам Бог любит их. Ради укрепления их веры и рождения Церкви, скрепленной Самим Телом Христа, Господь совершает и устанавливает навечно величайшее Таинство, скрепившее Новый Завет между Богом и человеком — Таинство Евхаристии (по-гречески благодарения), по-русски обычно называемое Таинством Причастия.

Христос взял в Свои руки хлеб и, благословив знамением, разломил, затем налил вина и раздал все ученикам, говоря: «Возьмите и ешьте: это Тело Мое и Кровь Моя». Этими словами священники по сей день благословляют вино и хлеб за Литургией, когда они пресуществляются в Тело и Кровь Христову.

Именно опресноки — пресные хлеба — и красное вино были на столе во время Тайной Вечери. Поэтому по сей день освящают, пресуществляя в Святые Дары красное вино и просфоры. В первохристианские времена Таинство происходило за «вечерями любви», агапами, не столь торжественно. Хлеб преломляли сами апостолы, действом Святого Духа пресуществляя его в Тело Христово. Приносили будущие Святые Дары на встречи христиане, избирались для Литургии лучшие продукты, а остальные просто вкушали за столом во время трапезы с беседой, которая обязательно совершалась после Литургии.

Сегодня просфоры выпекают в большой пекарне в главном городе епархии, часто — в монастырях, на приходах постоянную выпечку просфор устраивают редко.


Сильная молитва — Литургия

Самая сильная молитва — это любое поминовение и пребывание за Литургией. За человека во время Таинства Евхаристии (Причастия) молится вся Церковь.

Готовя хлеб и вино, которые во время Таинства станут Телом и Кровью Христовыми, священник берет просфору (маленький круглый пресный хлеб с печатью Креста), вырезает в ней кусочек и говорит: «Помяни, Господи, рабов Твоих (имена)…». Имена берутся из записок, отдельными просфорами поминаются все молящиеся за Литургией и все причастники. Все части просфор становятся Телом Христовым в Чаше Причастия. Так люди получают великую силу и благодать от Бога.

Вот почему каждому человеку нужно иногда бывать на Литургии — подавать записку за себя и близких, причащаться Святых Христовых Тайн — Тела и Крови Господа. Это особенно важно сделать в трудные жизненные моменты, несмотря на нехватку времени.

Христос говорил о том, что в Таинстве Евхаристии хлеб и вино будут постоянно чудом преображаться в Его Тело и Кровь, а люди, которые едят (вкушают) их — соединятся с Ним Самим. Церковь благословляет причащаться не реже раза в год: лучше примерно раз в месяц.

Как причащаться в церкви

Люди часто узнают все о подготовке, а вот что делать во время самого Причастия, не знают.

    После пения молитвы “Отче наш” и закрытия Царских врат нужно подойти к алтарю (или встать в очередь, которая собирается у алтаря). Пропустите вперед детей и родителей с младенцами — они причащаются в начале; в некоторых храмах пропускают вперед и мужчин.

    Когда священник вынесет Чашу и прочитает две молитвы (иногда они читаются всем храмом), перекреститесь, сложите крестообразно руки к плечам — правую на левую — и идите, не опуская руки, пока не причаститесь.

    У Чаши не креститесь, чтобы случайно не толкнуть ее. Назовите свое имя в Крещении, широко откройте рот. Священник сам вложит вам в рот ложечку с Телом и Кровью. Постарайтесь сразу Их проглотить Поцелуйте низ Чаши, отойдите и только потом перекреститесь. Идите к столику с «теплотой» («запивкой»), чтобы запить и кусочком просфоры заесть Причастие во избежание исторжения (чтобы вы случайно не выплюнули Его или не чихнули с частицей).


Что делать после принятия Святых Христовых Таин

До окончания богослужения не уходите из церкви. Благодарственные молитвы после Причастия выслушаете в храме или прочитайте дома.

В день Причастия лучше не плевать (частицы Причастия могли остаться во рту), стараться сразу не развлекаться много и вести себя с благочестием. Лучше провести день в радости, общении с близкими, чтении духовных книг, спокойных прогулках.

Да хранит вас Господь Своей благодатью!

  • Это слово заимствовано греками из семитских языков, где оно означало "камыш, тростник", оно имело значения "отвес", "линейка для графления", "правило, норма", "мера, образец", а во множественном числе означало "таблицы"
  • Это слово на древнегреческом означало прямую палку, а в значении "правила, положения" оно встречается в области эстетических наук, искусства, логики, грамматики
  • Канун (перс. ганун) струнный щипковый музыкальный инструмент трапециевидной формы, при игре кладется на колени. Распространен на Ближнем и Среднем Востоке. (этнографическое)
  • Это слово заимствовано греками из семитских языков, где оно означало "камыш, тростник", оно имело значения "отвес», "линейка для графления», "правило, норма», «мера, образец», а во множественном числе означало «таблицы»
  • Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

    канон

    м. церк. установление апостолов, вселенских и поместных соборов, о вере и церковных обрядах. Кормчая книга содержит в себе каноны.. Церковная песнь, в похвалу святого или праздника церкви, читаемая или поемая на заутренях и вечернях.

    Типографское печатальные буквы, набор.

    Иногда говорится вместо канун. Канонный, к канону относящ. Канонник м. книга с церковными песнями, канонами. Канонщик, -щица, начетчик, грамотей раскольничий, читающий по домам каноны и псалтырь. Каноник, римско- католичический соборный священник. Канонища, римско- католическая монахиня. Канонист м. сведущий в церковном праве и бытописании. Канонический, относящ. к церковным правилам. Каноничество ср. звание или почет каноника. Канонизировать кого, признать святым, по римско-католической церкви. Каноназация ж. действие это.

    Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

    канон

    канона, м. (греч. kanon).

      Правило или установление церкви в той или иной области (богослужения, обрядов, иерархических отношений и т. п.), утвержденное какой-н. верховной церковной инстанцией (церк.).

      совокупность художественных приемов или эстетических правил, господствующих в ту или иную эпоху (искус.). Романтики были разрушителями классического канона.

      Список, а также собрание книг, признанных церковью в качестве т. наз. священного писания (церк.). Библейский канон. Новозаветный канон.

      перен. Проверенный и окончательно установленный текст произведений какого-н. писателя, совокупность его произведений, не внушающих сомнения относительно авторства (нов. лит.). Пушкинский канон.

      Церковное песнопение в похвалу святого или праздника (муз. церк.). Пасхальный канон.

      Повторение музыкальной темы разными, последовательно вступающими друг за другом голосами в виде непрерывной имитации (имитация в 3 знач.; муз.).

    Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

    канон

      Правило, непреложное положение какого-н. направления учения (книжн.). Эстетические каноны классицизма.

      Церковное установление, правило (книжн.). Религиозные каноны,

      Церковное хоровое песнопение в честь святого или праздника (спец.). Пасхальный к.

      прил. канонический, -ая, -ое.

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

    канон

      1. Непреложное правило, положение какого-л. направления, учения и т.п.

        То, что твердо установлено, принято за образец.

        То, что является традиционной общепринятой нормой, обычаем, правилом.

    1. Установленное и узаконенное церковью правило, догмат, обряд и т.п.

      Церковное песнопение в честь святого, праздника и т.п.

      Точное повторение одной мелодии разными, последовательно вступающими друг за другом голосами (форма многоголосной музыки).

    Энциклопедический словарь, 1998 г.

    канон

    КАНОН в изобразительном искусстве система стилистических и иконографических норм, господствующая в искусстве какого-либо периода или направления; произведение, служащее нормативным образцом.

    канон

    форма многоголосной музыки, основанная на строгой имитации проведении во всех голосах той же мелодии, в каждом последующем голосе вступающей до того, как она закончилась в предыдущем. Обычно применяется как элемент других форм (фуга).

    канон

    жанровая форма литургической поэзии, вид церковной поэмы-гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4-6) - тропарями. Пришел на смену кондаку в 8 в. ("Великий канон" Андрея Китского).

    канон

    КАНОН (канун) струнный щипковый музыкальный инструмент; тип трапециевидной цитры. Распространен в странах Ближнего и Среднего Востока, Армении.

    канон

    КАНОН (от греч. kanon - норма, правило) свод положений, имеющих догматический характер:

      библейский канон совокупность книг Библии, признаваемых церковью "боговдохновенными", применяемых в богослужении в качестве "Священного писания". Канон православной, католической, протестантской церквей несколько различаются составом произведений;

      церковный канон - правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон;

      (перен.) все, что твердо установлено, стало общепринятым.

    Канон (телеканал)

    «КАНОН » - первая независимая частная телекомпания Сызрани.. Начал вещание в 1 мая 1991 года. Сетевым партнёром с 16 сентября 2012 года является телеканал Ю.

    Канон (песнопение)

    Кано́н (- правило, норма ), в православном богослужении - жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвящённое, например, прославлению какого-либо праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, воскресной полунощницы, отпевания, панихиды, соборования и некоторых других. Также канон читается на молебнах, по усопшим, за болящих и в келейной молитве.

    Полный канон состоит из девяти частей, или песней, однако все 9 песней используются редко.

    Канон (искусство)

    Канон (в переводе с греч. - Правило ) - нормы композиции и колорита, система пропорций, иконография данного типа изображения или иной нормативный образец. Канон задаёт совокупность художественных приёмов или правил, обязательных в ту или иную эпоху.

    Кроме того, каноном называют произведение, служащее нормативным образцом. Каноны, связанные с религиозными предписаниями, доминировали в искусстве Древнего Египта и средних веков. Творческие люди Античности и эпохи Возрождения пытались найти идеальные пропорции человеческого тела и вывести неизменные, математически обоснованные правила построения фигуры человека.

    В начале XX века в изобразительном искусстве и в музыке происходит решительный разрыв норм, укоренившихся в течение нескольких веков.

    По определению профессора А. Ф. Лосева, канон - это количественно-структурная модель художественного произведения такого стиля, который, являясь выразителем определённых социально-исторических показателей, интерпретируется как принцип создания известного множества произведений.

    Канон (буддизм)

    • Палийский канон - собрание буддийских текстов на языке па́ли. Известен также как Типитака. На них основывается учение Тхеравады.
    • Китайский канон - китайский буддийский Канон имеет несколько названий, наиболее употребляемые из них это; "Саньцзан" . Китайская Трипитака начала складываться во II в. н.э.
    • Тибетский канон - многотомный свод буддийских сочинений (Ганджур, тиб. བཀའ་འགྱུར, Вайли bKa"-"gyur), к которому прилагается свод комментариев (Данджур, тиб. བསྟན་འགྱུར, Вайли bsTan-’gyur).

    Канон

    Кано́н традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека. Исследователи выводят происхождение греческого термина «канон» от западно-семитского слова qānoeh/ḳānu , «тростник, камыш», обозначавшего в числе прочего тростниковый шест, использовавшийся в строительстве для точности измерений в качестве эталона длины.

    Слово канон имеет многочисленные значения:

    • Набор норм и правил:
      • Канон - совокупность норм и правил в искусстве.
      • Канон - совокупность основополагающих законов, норм и методов в научных знаниях.
      • Часть названия сочинения, посвященного нормам и правилам в некоторой области :
        • Канон врачебной науки - сочинение Авиценны о медицине.
        • Канон Поликлета - несохранившееся сочинение древнегреческого скульптора Поликлета, излагающее его учение о канонических пропорциях человеческого тела в статуях.
    • Религия:
      • Христианство:
        • Церковный канон - правило или свод правил.
        • Библейский канон - признанный состав Библии, то есть те священные книги Ветхого и Нового Завета, которые признаются Церковью боговдохновенными и служат первоисточниками в вопросах веры и нравственности.
        • Евхаристический канон , или ана́фора - центральная часть литургии.
        • В Православии слово канон имеет еще и следующие значения :
          • Великим постом.
          • Канон - список священнослужителей и церковнослужителей определенной епархии, составлявшийся для нужд епархиального управления. Лица, внесенные в этот список, именовались кано́никами . Согласно «Энциклопедическому словарю Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона», такое название этих лиц употреблялось в древней греческой церкви.
      • Другие религии:
        • Канон - буддийский канон.
        • Канон - джайнистский канон.
    • Музыка:
      • Канон - то же, что монохорд, устройство для измерения и построения музыкальных интервалов.
      • Канон - музыкальная форма, в которой один голос повторяет другой, вступая позже него.
      • Канон - восточный щипковый струнный инструмент, родственный гуслям
    • Другие значения:
      • Канон - общность оригинальных трудов, признаваемых аутентичными для некой вымышленной вселенной, в отличие от фанфиков, додзинси , ремейков, экранизаций и т. д.
      • Канон во вселенной «Звёздных Войн» - информационная продукция по этой теме, одобренная Джорджем Лукасом
      • Канон, Вильфрид (род. 1993) - ивуарийский футболист, центральный защитник нидерландского клуба АДО Ден Хааг и сборной Кот-д’Ивуара.

    Канон (культура)

    Культурный канон - совокупность важнейших проявлений какой-либо культуры, считающихся основополагающими, фундаментальными для данной культуры.

    Понятие культурного канона довольно часто употребляется по отношению к литературе. Примерами литературного канона могут служить издававшаяся в советское время « Библиотека всемирной литературы » или список литературы, обязательной для изучения в школе.

    В Дании официально утверждён датский культурный канон, включающий 108 произведений искусства.

    Канон (нарратив)

    В массовой культуре канон - материалы, признаваемые «официальными» и «верными» в вымышленной вселенной, «исходная работа, из которой заимствует автор фанфика ». Соответственно, «канонический» - это тот, который соответствует «канону», «верный» и не подлежащий сомнению. Фанфики не признаются каноническими, в то время как события из «официальных» источников - признаются. В некоторых вселенных, особенно фэнтези , канон может называться «мифологией».

    Примеры употребления слова канон в литературе.

    Однако я нашел там два или три стихотворения, судя по их языку, сравнительно старых и, по-видимому, действительно вдохновленных богом, которые Август, чье слово было законом для жрецов Аполлона, не включил в канон из-за их вполне ясного и устрашающего смысла.

    Троицкий старец Курачов писал, что слышал от Артемия неприличные речи об Иисусове каноне и акафисте богородичном.

    И Палата Пэров, и Тайный Совет -- пережившие свое время многолюдные говорильни, согласно канонам тысячелетней давности имевшие право дилетантски вмешиваться буквально во все, топить любую новую идею в бесконечных дискуссиях, забалтывать проекты, которых попросту не понимали, приводя специалистов в тихое бешенство.

    Кроме того, начавшийся процесс распространения марксизма вширь не мог не сопровождаться изменением его отдельных положений, их упрощением, а подчас и догматизацией, превращением в некий абсолютный канон .

    Я художник, посвятивший много лет изучению канонов древности, - он повел рукой к стенам храмов, на которых застыли, будто в истоме зноя, чудесные скульптуры.

    Так Рембрандт, застроив дальние планы таинственной и величественной архитектурой и затенив их так, что мы не видим замыкающихся стен, выводит интерьер из привычных в живописи канонов , в то же время заражая зрителя поэзией грандиозности пространства, свойственной многим из его поздних произведений.

    Вопрос этот слишком обширный и сложный, чтобы излагать его хотя бы вкратце, замечу лишь вскользь, что судьба стран, принявших византийский канон -- Россия, Болгария, Греция, Сербия, -- форменным образом выламывается из европейской истории, отличаясь ненормально большим количеством невзгод.

    В спокойной, выдержанной манере он изложил преимущества гениальной политики изоляционизма, разработанной лично товарищем Каноне .

    Федор Кнорре пишет для детей книги-сказки, но сказки эти нарушают общепринятые каноны , по которым персонажи четко делятся на добрых и злых, в которых добро обязательно торжествует над злом.

    Формальное напряжение через ускорение достигается здесь укорачиванием кусков не только согласно формуле кратности основной схемы, но и в нарушение этого канона .

    Трудность подобного вычленения заключается прежде всего и в том, что образ возлюбленной у Маньи гораздо более условен, нежели у Луизы Лабе, и не выходит за рамки неопетраркистского канона .

    Увидев это, Леандр отправился к иезуитам и потребовал разрешения на любую церковь по любому канону , потому что самым главным для него было строить, а все остальное казалось не столь уж важным.

    Таким образом будет устранено и второе лжеучение в разборе его оснований с точки зрения здравого понимания канона .

    Так же и третье лжеучение, основывающееся на словах канона и утверждающее, что чары ведьм - лишь плод фантазии, отрицается действительным толкованием слов того же канона .

    Что эти лжеучения еретичны и противоречат здравому смыслу канона , будет доказано на основании божественного церковного и гражданского прав,- это вообще, а в частности - из толкования слов канона .

    Глубокая, узкая речная долина с высокими и очень крутыми склонами. Крупнейший каньон в Северной Америке – Большой Каньон в шт. Колорадо. Он также является самым большим по протяженности в мире. Слово «каньон» испанского происхождения, означает «труба, ущелье».

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    КАНОН

    греч. kanon – правило, норма, мерило; буквально – прямая палка, служившая для опоры, для проведения прямой линии, измерения и взвешивания) 1. Нормативная художественная система, свод положений, имеющих догматический характер, – окончательно сформировался в период иконоборчества (728 – 842). Патриарх Никифор (? – 829) рассматривал каноничность, ставшую с IX в. определяющей характеристикой восточнохристианского искусства, как важнейший культуросозидательный принцип. В основе византийского канона лежали такие категории образного мышления, как свет, символ и слово. Бог – это свет, слово и красота. Свет, все ослепляющий, пронизывающий и оживляющий, является основным признаком бытийности, тварности. Это путь познания, прозрения и озарения. Свет, организующий пространство в храме, олицетворяет движение истории, цикличность времени и преломляется в цветовой символике. В каноне получила закрепление категория символа, которая разрабатывалась в христианском изобразительном искусстве со II в. н.э. Свет символизирует божественный разум, слово – Бога и истину. Разнообразна символика, связанная с земной жизнью Иисуса Христа (см. церковная символика). Категория слова воплощает божественный разум и является символом Иисуса Христа, несущего слово. Оно помогает подвигу веры, подготавливает ее, осуществляя связь между человеком и Богом. Канон регламентировал расположение сюжетов, призванных раскрыть основные принципы богослужебного обряда, и иконографические типы изображения Христа, Богоматери, православных святых, праздников и др. 2. Жанр ранневизантийской литературы, окончательно сложившийся к VIII в. В нем было девять песен, но в богослужении использовалось лишь восемь: вторая песня входила в великопостный канон. Каждая песня состояла из ирмоса (своеобразного зачина) и нескольких тропарей и посвящалась конкретному библейскому событию (первая песнь – переход под руководством Моисея через Чермное море [рукав Красного моря на востоке полуострова Синай]; вторая песнь – проповедь Моисея в пустыне; третья – благодарение Анны, матери пророка и судьи Самуила; четвертая – пророчество Аввакума, восьмого из двенадцати малых пророков, и т.д.), которое истолковывалось иносказательно с заметной долей назидания. В VIII в. канон вытеснил кондак.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Понравилась статья? Поделитесь ей